ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ИНИЦИАТИВА
“ОБРАЗ РОССИИ – 21 ВЕК”
“ИНТЕЛЛЕКТ и ВЫЖИВАНИЕ”
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ИНИЦИАТИВА
С
искренним уважением,
президент
Научного фонда “Интеллект и выживание”,
д.э.н.,
академик Международной академии наук высшей школы
Елена Мельникова, Москва, 2000
год.
125252, Москва, 2-я Песчаная 2.1, пом. 50,
тел.факс 157-38-67, 956-39-07
1. Позиция автора
4
2. Смена
века и тысячелетия. Прогнозы
6
3. Ход мыслей и возникающие вопросы 10
5.
Почему СОИ -
Стратегическая
Образовательная Инициатива
“Образ России - 21 век”? 15
6. Точки приложения усилий 19
7. Некоторые проекты в рамках
СОИ 21
8. Возможное развитие событий 22
У меня есть большая уверенность в том, что люди, которые будут
знакомиться с этим проектом, его активно
поддержат. Опыт мирового развития со
всей очевидностью показывает - другого пути, кроме как учиться и образовываться,
быстро умнеть и уметь принимать эффективные решения, понимать сложнейшие современные ситуации развития, разумное человечество
еще не придумало. Новый 21 век - время
уже не только разума, но и интеллекта. Интеллект создал мир, в котором мы живем
в конце 20 века. Влияние интеллектуальной деятельности на все области
человеческой жизнедеятельности в 21 веке будет резко усиливаться. Эта тенденция
в нашей стране понимается иллюзорно, условно.
Предварительное обсуждение самого названия “СОИ” - Стратегическая Образовательная Инициатива вызывает некоторое замешательство. Ведь все знают “СОИ” как Стратегическую Оборонную Инициативу США, которая, как извещали газеты, была направлена против СССР, на защиту территории США извне.
Стратегическая Образовательная Инициатива - СОИ “Образ России - 21 век” направлена на защиту жизненных интересов России внутри самой России, т.к. наши главные враги – невежество, агрессивность и профессиональная неграмотность, лень и мания величия, расположены внутри нас самих. Если из общего понятия “нас” выделить “тех кто правит, готовит и принимает решения”, то в них - главный источник национальной опасности. Это специфический феномен современной России
Как это не покажется странным, Россия 21 века, будет и должна изжить в себе Россию века 20, создавать новые национальные образы и смыслы жизни, вносить свой интеллектуальный вклад в мировую цивилизацию. Таков исторический вызов мирового развития интеллекта.
Анализируя политические и
экономические процессы, происходящие в нашей стране, имея достаточно большой
профессиональный опыт, опыт работы в науке, бизнесе и образовании, знания
мировых проблем и их решений, любой здравомыслящий человек, заинтересованный
в сохранении и развитии государства
Россия, в котором мы все проживаем, задает себе простой вопрос - почему, если в
стране все есть, жизнь многих граждан находится на грани выживания? Почему Россия не удивляет мир новыми открытиями,
изобретениями, почему многие умные люди покидают страну, реализуют свои
способности в других странах? Почему нам не нужны знания, образование, не только
грамотные люди, но и люди вообще?
Суть не в ответах и даже не
в том “кто виноват” и “что делать”. Суть в том, что перед тем, как делать, надо
обязательно думать.
Но и этого мало. Как
известно из народного эпоса - “дурень думкой
богатеет”. Надо знать и уметь вычленять проблемы, ставить понятные цели,
проектировать системы, искать варианты и
выбирать эффективные решения в конкретных условиях, имеющихся
ограничениях. Не посредством речей с трибун, а на бумаге, в реальных смысловых
фиксируемых конструкциях, по мере возможности, выражаемых числами. Тогда и
только тогда от слов можно переходить к делу.
С последней четверти
двадцатого века в развитых странах сама постановка вопросов развития,
проектирования, управления, принятия решений и их обоснования претерпела
значительные смысловые изменения.
Ставятся не вопросы наличия
тех или иных людей или партий во власти, а проблемы эффективности функционирования
системы “государство”, не развитие агропромышленного комплекса, а “обеспечение
населения продовольствием”, не образование, а “повышение интеллектуального
уровня” и т.д. Проблемы, смысловые,
образные конструкции стали основой управления и социального проектирования в
развитых странах. Пока еще в своей ментальности Россия не вышли из азарта
борьбы, запретов, ведомственности и предметности.
В нашей стране, в пылу
митингов и борьбы за власть ушли на второй план два главных критерия развития
любой страны - наличие в стране здоровых людей и их образование, образы жизни,
намерения, характеры и умонастроения. Именно для обеспечения этого в стране
существуют власти и в нормальных гражданских обществах они обслуживают интересы
страны и населения, а не наоборот.
Возникла странная ситуация -
в новой рыночной российской экономике, якобы, невозможно ничего решать из-за отсутствия
денег, капиталовложений, инвестиций, желательно иностранных, чтобы меньше самим
думать и отвечать. Но ведь денег никогда не хватает на все - это закон. Человеческие
фантазии и желания всегда опережают возможности. Поэтому и появляются концепции
концентрации сил и средств на важнейших направлениях и, при грамотно
построенных проектных решениях,
возникают реальные сопутствующие шлейфовые эффекты системности и целостности -
саморазвитие.
Деньги сами по себе в нашем
государстве ничего не значат. Их можно совершенно спокойно пустить по ветру, нанять
армию бездельников, разбазарить, вложить в проект и не
закончить его. Все - денег нет, они испарились, ассимилировались с интеллектом
управляющих в коридорах и эшелонах власти. Виноватых тоже нет - ведь хотели как
лучше… Это примерно как потенциальная энергия воды -
ее может быть очень много, но без знаний и проектов использования мощности воды
электрической энергии не получить.
Казалось бы
образы, идеи, ничего материального, но именно поэтому страна не может
сдвинуться с мертвой точки кризисов и перестроек. Только интеллект, знания и
умения превращают деньги в ресурс интенсивного развития. Другого катализатора в
природе денег и власти нет.
Денег всегда хватает, не
хватает способностей ими распорядиться, контролировать ситуацию, чтобы деньги
делали деньги, реализовывался основной закон бизнеса, рыночной экономики. Ведь
не золотой запас, и не американская валюта
определяют уровень развития народного хозяйства, силу и потенциальные
возможности экономики России в конце 20 века. Ее определяют интеллект систем
управления, предпринимательский потенциал, сила национального интеллекта,
имеющиеся ресурсы, силы и желания людей работать.
Каждому понятно, что
задача заключается не в том, чтобы
потратить, освоить деньги - образ то какой придуман, в нем корни воровства!,- а в том, чтобы
при минимальных затратах получить заданные эффекты или при фиксированных
затратах получить высшие эффекты, пользу, прибыль. Другого
быть не может.
Нельзя давать продукции
больше, лучшего качества и с меньшими затратами. Парадокс, но эта безумная пролетарская
идея окончания застоя, простая и понятная на первый взгляд, взорвала изнутри
производственную экономику СССР. И сегодня страна находится в положении
буриданова осла - не может ничего выбрать: ни капитализм, ни социализм и
никогда не выберет, потому, что таких формаций уже в природе не
существует. Они в прошлом, это фантомы.
Никто в нашей стране еще не
пожаловался на отсутствие ума, предприимчивости, изобретательности, умения находить
выходы и решения проблем, чтобы люди сказали - “вот это сделано с умом, в моих
интересах!” С умом у нас сделана только военная техника, средства разрушения. С
1985 года начались изменения, которые во
многом изменили облик страны, но главные перемены еще впереди, ситуация очень
нестабильная.
Мы не собираемся создавать
специальную организацию для “претворения” СОИ
в жизнь, внедрения полученных результатов. Это на первом этапе не самый
короткий путь для получения требуемых результатов. Инициируя СОИ, мы знаем, что
очень много людей думают примерно в
таком же стиле, действуют в этих же направлениях. Потенциал для реализации этой
инициативы активно наращивается.
Мы хотим усилить и ускорить процесс, объединить интересы и в новом
веке, новом тысячелетии убедиться в правильности древней как мир истины - “В
начале была мысль, идеи правят миром!”.
2. Смена
века и тысячелетия. Прогнозы.
Бурный двадцатый век, век войн и революций, крупномасштабных социальных экспериментов, фантастических научных открытий и реализации грандиозных планов и программ переустройства жизни близится к своему завершению. Новое тысячелетие, 21 век наступает с 31 декабря 2000 на 1 января 2001 года.
Новый мир уходящего 20 века,
мир радио и телевидения, освоения космического пространства, новых лекарств, неизвестных
ранее человечеству химических веществ и материалов, компьютерной техники и средств глобальных коммуникаций в секунды исторического
времени изменил образы и стили жизни
людей практически в каждой точке земного шара.
Возник и парадокс, самое острое
противоречие цивилизации на пороге третьего тысячелетия. Человеческий интеллект
создал новый, никогда ранее не существовавший мир. Эти же силы привели к
возможности тотального самоуничтожения человечества. В настоящее время это
ядерная угроза. Но нет никаких гарантий предохранения от возможности появления
новых средств уничтожения не только физической, но и высшей психической
сущности человека. Гонка вооружений
заменяется гонкой знаний.
По прогнозам демографов
численность населения России к середине будущего века может составить
около 50 млн. человек. Это если все будет развиваться в соответствии
со сложившимися тенденциями. Откуда нашей стране брать детей, с
кем строить Великую Россию в 21 веке? Ведь готовых российских людей в виде гуманитарной
помощи нам не привезут, привезут своих и уже везут вместе с родителями и
остальными родичами.
В Китае образца 1998 года
9 млн. человек занимается научными исследованиями. Напоминаю -
во всем СССР было 4.5. млн человек в науке и научном обслуживании. Почему
китайцам нужны ученые, а нам нет, откуда они деньги на науку берут?
В России с 1812 по 1917 гг.
было выдано 36 тыс. патентов. Для сравнения - это в десять раз меньше,
чем в Германии, в пятнадцать, чем в Великобритании, и в сорок раз
меньше, чем в США. И еще, из этих 36 тыс. патентов в России, примерно 90%
принадлежали иностранцам. Такой была стартовая площадка промышленной
революции в России двадцатого века.
Прошу на этот факт обратить серьезное внимание. Все законы собственности,
включая интеллектуальную, на территории России были
отменены в 1917 году. В 90 годы часть этих прав были восстановлены.
Мало кто знает, что промышленные
гиганты довоенной эпохи строились по иностранным проектам. Для их
реализации требовалась рабочая сила, для чего функционировал ГУЛАГ,
т.е. учредилось государственное рабство.
Крепостное право в России,
как известно, было отменено в 1861году. В 1862 году в США было запрещено
держать в личной собственности людей, т.е. отменено рабство. В Англии
в эти годы заработало метро. Наверное, комментарии излишни?
Никто на государственном
уровне не занимается прогнозами будущего развития, может быть это сов.секретно? Господствует идеология “ночь простоять и день
продержаться”.
В двадцатом веке было
два бума прогнозов. Первый возник в
начале века - ученые-фантасты, любители
подумать о будущем создали массу вариантов развития - прогнозировали
различные ситуации и сценарии развития событий. Всем хотелось знать
- что же нас ждет в будущем? Человечество мечтало о всеобщем прогрессе.
Что получилось? 20 век самый кровопролитный в истории цивилизации, но и самый
прогрессивный. Две мировые войны с их миллионными жертвами только ускорили рост
численности населения Земли. К концу века на планете живут около 6 млрд.
человек. 80% населения Земли - в развивающихся странах.
Граждане промышленно
развитых стран в начале века как будто намеренно не замечали таких вещей,
как политика вооружения, рабочий вопрос, демократизация и колониальные
конфликты. Эти вопросы были известны, стояли на повестке дня, но
рядовой обыватель игнорировал их. Люди уповали на прогресс, не задумываясь
над тем, куда, собственно, он ведет. В своем оптимизме они полагали,
что мировые проблемы - это не те проблемы, на которые следует обращать
внимание, и что в конце концов они решатся сами
собой.
Второй бум прогнозов наступил в СССР в середине семидесятых годов в виде Комплексной
программы научно-технического прогресса и его социально-экономических
последствий (КПНТП). Последний вариант программы был составлен до
2010 года. Это было достаточно комплексное
научное исследование, полный комплект томов программы составлял
свыше ста томов. В этих работах было все: наука, экономика, все отрасли
народного хозяйства, все республики и регионы. Единственно чего
не было - прогнозов. Анализ, диагноз, тенденция - пожалуйста, но прогнозов
мы делать не умели и не умеем. Почему? А потому, что всем было ясно - надо
менять что-то самое главное - краеугольные камни устройства общества.
Кто мог представить
расчленение СССР и черенкование властей? Кому бы в голову пришло в начале
перестройки, что завоеванный русской армией Крым, подаренный Хрущевым
Украине в 1954 году, станет камнем преткновения двух родственных
славянских народов, что любимый телевизор
- член семьи и окно в мир станет рассадником насилия, мерзости и всяческих
социальных уродств.
В чем дело? Почему мы
ничего не знаем, а если реально - то и знать не хотим, о нашем светлом или
темном будущем, кроме очевидного факта широкомасштабного хождения
в России американской валюты и в 21 веке? Хоть в этом есть какая-то стабильность. Когда в 1996 году вышла моя
книга “Час Х. Россия 21 век” и ее стали предлагать для реализации в книжные
магазины Москвы, ответ был один - эта тематика нас не интересует.
Американские ученые в 1993
году написали книгу “Россия 2010: что это означает для мира”. Они придумали
пять сценариев, один лучше другого - “Продолжение распада”, “Двуглавый орел”,
“Время неприятностей: хаос в России в двух вариантах - “Долгое прощай” и
“Российский медведь” и последний сценарий “Чудо”.
Будет ли Россия партнером в
мировых делах в качестве национального государства, перестала ли Россия претендовать
на роль одной из сверх держав по идеологическим
мотивам и глобально соперничать с США? Сможет ли наше государство стать великой
державой в более мирном мире? Их в основном волнуют вопросы политических
стратегий развития России.
Одна из самых известных
концепций будущего мирового развития - это концепция устойчивого развития. В
рамках этой концепции существует понятие “золотой миллиард” - это сколько
людей должно жить на планете, не
создавая проблем планете и самим себе. Все остальные недоразвитые и
недообразованные в этом золотом миллиарде не считаются. Интерпретировать этот
прогноз и эту концепцию я не буду - т.к. по идее устойчивого развития славяне,
а я славянка, в избранный список вроде пока не входят. Но зерно истины в этом
прогнозе есть - будущее за умными и образованными.
В рамках СОИ предлагаем
дополнительные прогнозы, исключая возможность начала глобальной войны или природных
катастроф. Постараемся быть оптимистами.
Ситуация политической нестабильности
и кризисных экономических процессов в России резко снизится к 2005-2010 году.
Это значит, что через аппарат власти прокрутится большая часть одержимых идеей
“спасения” страны людей. Интеллектуализация, т.е. необходимость принятия все
более сложных решений во власти будет резко возрастать. Профессиональные знания
заменят митинги, наказы и советы. Власть перейдет из категории средств существования
в категорию формирования национальных интересов, целевых функций развития.
2008-2025 - начало стабильного
экономического роста и благоустройства территорий провинций страны, развитие
инфраструктур социального жизнеобеспечения - право, связь, транспорт,
образование, здравоохранение. Такое развитие создаст условия привлечения на
территорию России капитала и предприимчивых людей. Территория России, как это
ни парадоксально, вберет в себя лучшие достижения мировой технологической
цивилизации.
В интеллекте Россия
продолжит свою историческую традицию - открытие и формулирование принципиально
новых теорий, идей и концепций.
2010-2060 - накопление
свободных капиталов позволит значительно увеличить объемы государственного
финансирования, направляемых в образование и науку. Параллельно будет усиливаться
финансовая подпитка интеллектуальных сфер деятельности в бизнесе. Это приведет
к высвобождению творческой энергии, вскрытию зажатой почти на столетие активной
точки роста мирового интеллекта - российского знания. Российский интеллект
создаст мощное поле притяжения научной мысли мира.
У России великолепное будущее.
Активно развивая новые и новейшие технологии, проживая в удобном и благоустроенном
мире, мировой интеллект все в большей мере будет нуждаться в дополнительных
порциях свободной энергии, творческой мысли. Комфортная среда обитания имеет
свойства усыпления и релаксации людей. Не избалованные жизнью в благополучии,
не имея возможности реализации, научная, изобретательская, инженерная мысль
России накопила огромный интеллектуальный потенциал, способный, соединившись с
технологиями, внести свой вклад в мировую цивилизацию.
Для России конца 20
века существуют две стратегические проблемы - люди и их образование. Все остальное - средства решения: власть, законы, рынок, политика,
курсы валют, компьютеры и т.д.
При решении этих
проблем не может быть поисков третьих, четвертых и т.д. путей. Это краеугольный
камень существования страны - люди и образы, которые закладываются им в голову
- образование. В России в период 2000-2010 жизненно необходимо принять как цель
достигнутый уровень образования Японии, США, Европы.
Это, пожалуй, единственная область жизнедеятельности России, для которой
уместна и необходима жесткая, активная политика. С национальным интеллектом
будущего шутки плохи.
Если останется хоть
один брошенный ребенок, одна школа в России с выбитыми окнами, отхожими местами
на улице, без туалетной бумаги и спортивного зала - все, наша интеллектуальная
песенка спета. Про квалификацию учителей разговор особый, но никакие учителя не
способны заменить отсутствие обустроенной среды обитания. На образование новых
поколений людей должны быть направлены все возможные силы и средства, в них
основа безопасности и развития страны.
Двадцать первый век
для России, всех народов, населяющий просторы страны - это путь долга стать
свободными и грамотными людьми. Первая четверть
века будет для России очень сложным, психически неустойчивым. Это естественно
- быстрая смена веками сложившихся феодально-крепостнических представлений о
добре и справедливости за секунды исторического времени должны смениться на
признание интеллектуальной волны человеческой цивилизации. Произойдет изменение
общественного сознания на признание жизни, созидательного труда и знания, как
высших ценностей.
России, русским, всем
народам великой страны судьбой истории в качестве подарка к новому тысячелетию
приготовлен большой сюрприз - неизвестная современной науке страна Россия,
которую нам еще предстоит открыть, обиходить и
украсить. Сложилось так, что мы очень мало знаем о своей собственной стране, о
поведении людей и властей, их интересах, любви и пристрастиях. Смысловые поля
образа жизни российских людей имеют очень высокий уровень интеллектуальной,
смысловой засоренности, зашлакованности.
Люди в большинстве
своем мыслят категориями выдачи заданий какой-то третьей силе - другим людям,
правительству, церкви, банкам, средствам массовой информации и т.д., ждут
мобилизационных ситуаций. Сами они никто, общество их социально обездолило,
поэтому властям необходимо положить в нужное место все необходимое для жизни
как плату за верную службу режиму. Люди заслужили, им положено...
Хочу еще раз
подчеркнуть: мы имеем глобальный, планетарный феномен “Россия - Терра Инкогнито”. Незнание доминирующих тенденций и закономерностей
поведения смешанных российских этносов на огромных территориях России постоянно
подталкивает страну в область интеллектуальных кризисов, за которыми следуют
кризисы политические, социальные, экономические и всякие другие.
Предлагаем, несмотря
ни на что, быть оптимистами и верить в свою страну. Мы имеем счастье жить в
России и сможем собрав знания и волю изменить наш
образ жизни. Двадцать первый век для России - это время познания, осознание
самих себя. Счастливые времена наступают!
3. Ход мыслей и возникающие вопросы.
“Великолепное будущее” - это
хорошо в теории, но к концу двадцатого века, наша страна, Россия, потеряла
практически все приоритеты в мировом развитии, превратившись из сильнейшей
военной милитаризированной империи,
мировой державы в страну кризисов, социальных патологий и бедствий. По
уровню политических рисков, темпам снижения уровня производства, смертности,
включая детскую, криминальности, молодежной преступности, уровню потребления
алкоголя, Россия находится на одном из первых мест в мире. Скорбный список
может быть продолжен.
Образ жизни граждан и
всей легальной предпринимательской сферы нашей страны можно назвать
полу-крепостным “выживанием” в условиях скрытой социально-экономической войны
властей с населением, бессмысленной тратой человеческих сил и умений,
постоянной борьбой компроматов и сведением счетов в самой власти.
Невиданные размеры
коррупции, воровство, разбазаривание веками
создаваемого национального богатства и природных ресурсов, усиление административного давления,
постоянные изменения правил поведения в предпринимательской сфере, усиление
налогового бремени, обедневшее население, безработица, огромный государственный
долг и пустой бюджет - кажется, что такова
Россия, образца 1999 года. Это известно всем, кто читает газеты, слушает
радио и смотрит телевидение.
Доминирующая, главная
идея развития страны выродилась в задачи
“предотвращения сползания страны в глубокий экономический кризис”,
“выплаты зарплаты и пенсий” и т.п. Власти так много говорят о кризисе, что он
произойдет обязательно и непременно, потому, что власть предержащие прекрасно
знают его причины. Совместно с экономическим кризисом, естественно, наступит
быстрое разложение функций структур управления, полная потеря доверия граждан к
существующему устройству общества, действующей власти, что, также естественно, приведет к идеям “спасаться в одиночку”,
искать новые пути выживания и развития, требованиям навести порядок, покончить
с беспределом. На горизонте появятся тени великих
диктаторов.
Возникают три простых
вопроса:
* сколько должно и может
продолжаться существующее положение?
* в чем причины достигнутого
снижения уровня жизни?
* почему все принимаемые
меры оказываются полумерами, ведущими к
усилению негативных тенденций?
Напомню, что в начале
перестройки, уже 14 лет прошло - почти пять пятилеток, президенты и чиновники
их администраций активно уверяли всех, что надо немного потерпеть и все наладится,
как-то само собой сообразуется - “только не мешайте проводить реформы”.
Разъяснение смысла реформ, процедур их проведения, возможные негативные и
позитивные последствия, как значимые задачи, не ставились. Никаких, зафиксированных
на бумаге, системных смысловых конструкций перестройки, целей, на которые
направляются усилия нации, проблем, средств и программ решения, ее архитекторы нам в наследство не
оставили. Даешь перестройку, гласность, демократию, реформы! Но получилось так,
что давали одни, а брали совершенно другие.
В этом - отсутствии
интеллектуальной поддержки, системного проектирования хода реформ, национальных
стратегий развития, причина сложившегося критического состояния дел в стране.
Отсюда ответы на первые три вопроса.
* Продолжаться так может и
желательно до бесконечности, т.к. в этом есть большие стратегические интересы лидеров
мирового развития и их партнеров в России в случае отсутствия воли изменять
ситуацию и точного расчета того, что из этого получится.
* Снижение уровня жизни
произошло закономерно из-за нарушения
экономического баланса между военно-промышленным комплексом и ресурсодобывающей сферой экономики, снятия госмонополии на
алкоголь, распада СССР как единой экономической системы.
* Соединение двух первых
ответов есть ответ на третий - интересы и образы мыслей в головах лиц,
принимающих государственные решения, т.е. их образование, активное противостояние мировоззрений и понимания смыслов
политических и экономических процессов, способов управления, не позволяет и не
позволит никаким образом стабилизировать процесс и задать быстрые темпы
развития.
Все это происходит в
условиях незрелого гражданского общества, тотальной юридической неграмотности
населения, привыкшего полностью подчиняться властям - “от сумы да от тюрьмы..”, “лишь бы войны не было..”. Других людей в стране нет,
исключая определенную часть административно-управленческого персонала, получившего
бесконтрольный доступ к ресурсам и новых
бандитов. Иностранные эксперты уже не понимают, что происходит в России,
называют новое экономическое поведение верхних эшелонов власти просто и ясно -
“фантастическое воровство”.
Возникают и другие вопросы.
* Первый - таковы ли, как
представляются, негативные тенденции, неужели ничего хорошего и позитивного в
стране не произошло?
* Второй - правильно ли заданы правила игры в
новую экономику и политику?
* Третий
- на какие силы следует делать ставки, какими средствами, потенциалами,
ресурсами обладает страна для выхода из ситуации, которая большей части
населения активно не нравится?
Страсти по России кипят во
всех политических партиях и движениях. Опять предлагают смену курса, варианты вывода
страны из постигшего ее великого горя - перманентного политического кризиса.
Выборы в органы власти и президента страны, перед вступлением в 21 век,
называют, как всегда, “судьбоносными”, от которых зависит будущее страны.
Да, пока нет
консолидированной стратегии развития и
общих интересов, это будут действительно выборы реванша. Реванша между силой
власти фантомной социальной утопии и .рождающимся демократическим гражданским интеллектуальным мировоззрением, а следовательно,
новым образом жизни.
На политическом поле играют
в основном три силы.
Решение задач продолжения
“исторической традиции России”, которые представляет коммунистическое большинство
Думы - высшего законодательного органа власти - первый игрок, предсказать не
трудно - оно известно. Несмотря на все невзгоды, Россия обладает мощным военным потенциалом, ядерным оружием,
другими средствами массового поражения, огромной армией МВД, послушной силе и
власти значительной части недовольного населения, “незаконно” проведенной
приватизацией и старой закваски
бюрократическим аппаратом управления в отраслях и регионах. Все это
будет пущено в дело.
Образованы игроки первой
команды марксистско-ленинской
идеологией, идеями диктатуры и равенства всех, кроме их самих. Никаких сомнений,
размышлений и поступлений принципами не приемлют. К наркотику
тоталитарной номенклатурной власти приучены с рождения.
Второй игрок на поле реванша
- новые демократические силы, по несколько раз прокрутившиеся в обойме власти,
которые, по мнению многих, и довели страну до “такого” состояния. К сожалению у них пока не
хватает воли и реальных жизненных
интересов закончить внутреннее противостояние и собраться в единый
сильный смысловой блок - разные интеллектуальные возможности игроков и
личные притязания на власть. Угроз их
жизни не наблюдается. Из принципа убивали большевики, сегодня за идеи не
убивают, убивают за деньги и из-за денег.
Демократические силы в своем
большинстве представляют бывшие ученые,
правозащитники, борцы за права человека, гуманисты и душеведы. Азартных, знающих, сильных игроков, которые
понимают, что власть не дают, ее берут и не скрывают своих страстных желаний
овладеть ситуацией, в их рядах очень мало - слишком умные, образованные и воспитанные, а
следовательно, в категориях современной власти, - слабые. Знания, без власти их
применять - только повод для дискуссий.
Третьи силы вызывают
ужас и страх в гласных общественных разговорах, СМИ и называют себя очень
красиво - народные патриоты. Они громят “жидов”,
черных, приблудших в страну инородцев и новые власти. Их тоже терроризируют по
полной программе. Но так устроен
человек, что втихаря, не на публике, в душе, этих
молодых, сильных, русских, ни о чем не думающих и ничего не знающих,
поддерживают очень многие. Даже не их лично, а идею о национальном государстве,
возрождении Великой России и возможного
свершения чуда социальной справедливости чужими руками, но для блага “народа”. О том, что будет потом, никто
не задумывается. Считается, что хуже не будет. Память коротка.
На пути реванша всех претендентов на победу в выборах России конца 20 века американский
доллар поставил интеллектуальную ловушку, почти непреодолимое препятствие.
Впустив в страну американскую валюту, что было абсолютно необходимо, новые демократические власти, хорошо
образовавшись в монетаристских теориях, не учли одного обстоятельства - в
долларе примерно треть его обеспечения - интеллект, материализованное знание,
конструктивный исторический опыт, а в российском рубле даже трудовую компоненту
посчитать весьма затруднительно. Об интеллекте говорить не приходится, никто не
знает, что это такое. Поэтому, каждые три-пять лет, а если постараются власти,
то и чаще, Россию будет регулярно посещать экономический кризис - девальвация
рубля по отношению к доллару.
До перестройки
фактически 90% интеллектуального ресурса России было сконцентрировано в
военно-промышленном комплексе. Гражданская наука и изобретательство никогда не
работали в интересах создания массы товаров и услуг для всего населения страны,
развития и удовлетворения потребностей людей, создания достойной среды обитания
- хороших домов, автомобилей, бытовой техники, дорог, неизвестных ранее стране
сникерсов, памперсов и т.п. Сейчас интеллектуальный комплекс России угнетен до
предела, вся наукоемкая продукция поступает из других стран. Мы живем в
окружении мирового интеллекта, умеем пока им только пользоваться и выкачивать
деньги при переходе наших границ.
Никакой науки управления
и экономики, юриспруденции, изучения рынка, кроме как в рамках социалистической
доктрины, в России не было по определению. Доктрина рухнула
и все поехало методом “народной думы” по “моему твердому, но глубокому
убеждению” и т.п. Короче - народной стройкой, через пень-колоду мифов и личных
знаний, накопленных в период развитого социализма с человеческим лицом.
Образ современной России в
мире представляется как криминальное государство, в котором живут брошенные на
произвол судьбы люди, а политики и государственные чиновники ведут не
прекращающуюся ни на минуту борьбу за власть, за дележ бывшей государственной
собственности, растаскавшие все кредиты, имеющие огромную личную собственность
за пределами своей страны и обложившие трудоспособное население непомерными
налогами.
Так неужели ничего
позитивного в стране не произошло? Это не совсем так. Правда, за каждым плюсом
можно найти свой и очень большой минус, в равной степени как за каждым минусом
можно обнаружить большущий плюс. Все зависит от личного мировоззрения, системы
знаний, критериев и приоритетов оценки.
Первый позитив и он же самый главный
уже произошел - нормальные люди стали мыслить по-новому, поняли, что такое
деньги, а деньги есть главное изобретение разумного человечества. Это касается всех - власть, начальников и подчиненных,
трудоспособное население, бизнесменов, банкиров, молодежь, пенсионеров, даже
бандитов и коррумпированных чиновников. Кончилось время социальной
утопии - общественные интересы трансформировались в
личные. Личные интересы, интересы своей семьи стали преобладающими. До интересов
страны и выработки активной гражданской позиции пока дело не дошло, но
ведь в большинстве случаев простые люди
пока и не могут на это влиять, кроме как участвовать в выборах.
Второй
- граждане получили собственность, возможность вести предпринимательскую
деятельность, активно обучаются, соображают как делать
и считать деньги, перенимают опыт своих зарубежных партнеров.
Третий
- разрушен, правда с очень большими потерями,
мощнейший военно-промышленный комплекс, закончились времена милитаризированной
экономики, не меряно заглатывающей в старые времена большую часть ресурсов
страны, включая трудовые.
Четвертый - несмотря на ангажированность средств массовой информации - они тоже
почувствовали вкус зеленых денег, журналисты делают свое дело. В печати, по
радио и ТВ ведутся дискуссии, выступают политики, иногда ученые и общественные
деятели. Граждане знают сегодня намного больше, чем в старые, добрые времена,
удивляются, сравнивают, анализируют.
Пятый -
полностью разрушился облик умной власти, имеющей национальные интересы, честь и
совесть. Этот монстр и сам не живет - болеет, ведет постоянные разборки,
копит компроматы, боится ответственности, и другим, деловым и предприимчивым,
желающим жить интересами страны, укреплять национальное достоинство, создавать
рабочие места, развивать народное хозяйство и свои способности на благо России,
не дает.
Те, кто добились
успеха и кое-что поняли - активные предприниматели, уже создавшие свое дело,
имеющие знания и опыт, хозяйственники, лидеры общественных движений, стали понимать,
что такое высшая власть и стремиться к законодательной власти. Ведь именно в
законах концентрируется цивилизационный
интеллект управления общественным развитием любой страны.
Перечень плюсов и позитивов
можно продолжать. Так что не все так и плохо в государстве Российском.
Отмечу, что в сложные
кризисные экономические положения попадали многие страны, в том числе и США,
Германия, Франция. Были в истории и банки, присваивающие государственные
деньги, и высокий уровень преступности, коррупции, резкое падение уровня
производства, массовая безработица и все другие неприятности, постигшие нашу
страну. Но нигде у власти в одно и тоже время не стояли две противоположные
идеологии, два мировоззрения, цель которых доказать самим себе - кто лучше
будет этим “несчастным” народом править.
Мировой опыт дает пути
выхода из экономических кризисов. Эти пути достаточно просты и эффективны -
создать рабочие места, обеспечив занятость населения, организовать работу.
Научить людей и платить зарплату. Короче
- стимулировать новые потребности.
Так что ничего супер
страшного в России не происходит. Все идет к развитию нормального гражданского общества.
Другой вопрос - все ли в России этого хотят и
стремятся жить в таком обществе? Так ли заинтересованы ведущие страны мира в
развитии сильной и процветающей России? Оставим эти вопросы
за рамками СОИ, т. к. ответы на них ясны - слабых нужно использовать в
интересах сильных. Никакого гуманизма в этой сфере не существует.
Но существуют ли в самой
России конструктивные силы, политическая воля, знания и ресурсы, чтобы
обеспечить достаточно быструю смену концепции власти? Смогут ли будущий президент,
члены Федерального собрания, управленцы во всех коридорах власти признать недостаток интеллекта в своих
собственных головах и, смирив гордыню, обучаться мировому опыту, а для начала
изменить свой собственный стиль мышления и улучшить свое образование?
Сможет ли новая власть
объединиться с интеллектом, впитать в себя знание, создать сильные независимые
аналитические и прогностические центры, начать управлять государством системно
и эффективно, все считать и рассчитывать, проектировать и выбирать варианты
образа жизни в России уже в 21 веке? Все предпосылки для этого, включая и
собственный бесценный опыт эффективного
и качественного саморазрушения, у России есть.
Ответ на эти вопросы даст
недалекое будущее. Но и сегодня нельзя сидеть и ждать - что же получается или
будет получаться у власти, а значит и у страны в целом, тихо злорадствовать над
ошибками или переживать по поводу утраченных иллюзий. Надо действовать.
5. Почему СОИ –
Стратегическая Образовательная Инициатива
“Образ России - 21 век”?
Стратегическая - потому, что основная проблема России
конца 20 века - катастрофическая нехватка современного знания,
интеллекта, как на всех уровнях
управления страной, так и в промышленной
и финансовой сферах, производстве услуг, торговле, бизнесе, организации
и управлении образованием.
Не может быть никакого
развития в тупом, одичавшем обществе, презирающем знания, не понимающем, что
такое современный интеллект, новая технологическая цивилизация, не участвующем
в их развитии. Такое общество будет только разрушать государство, самое себя и
окружающую природу. “На помощь” такому образу поведения придет
мировой интеллект и процесс будет только ускоряться, что в малых дозах и
наблюдается.
Помимо этого, в мире идет
постоянная борьба уже не за существование или выживание отдельных стран и
народов, а за мировое господство, глобальное лидерство. Земная цивилизация,
благодаря интеллекту, стала единой. Россия в начале века тоже попробовала
поиграть в эту игру. Ведь теоретики революций, никогда не скрывали глобальность своих замыслов о
мировой пролетарской революции. Ставку они делали на пролетариат,
принудительный труд, глубоко презирая “старые” знания, имеющийся человеческий
опыт бытия.
Но остановить мировое
развитие оказалось невозможным. Попытка устроить мировую революцию
и всех уравнять окончилась, как известно, победой новой технологической
цивилизации. По планете шествует не советская
власть и коммунизм, а интеллект, капитал, труд и деньги, создающие
новые образы, смыслы и организованность фактически на всей территории
Земли, кроме России и некоторых необразованных, одичавших стран, стремящихся
в своих невежестве, гордыне и патологической любви к смертному
бою к самоуничтожению.
Интеллектуальные, технологические
цивилизации имеют высочайшие темпы саморазвития, способность проникать
во все сферы человеческой деятельности. Пока мы будем искать русские
идеи, тратить время на их обсуждение, требовать порядка, цитировать
классиков, и самозабвенно копаться в прошлом, решать кто лучше - белые,
красные или демократы, мир не уйдет, не убежит, а улетит в новое тысячелетие,
новые технологии и новые образы жизни. Мы просто перестанем понимать откуда
у них все берется, почему они так поступают.
В нашей стране имеется
огромный, пока еще не раскрытый и не востребованный интеллектуальный потенциал.
Россия внесла свой весомый вклад в мировое интеллектуальное
развитие. На начало перестройки был
накоплен научно-технический потенциал практически во всех областях знаний, за
исключением наук о человеке, законах развития социума и управления в сложных
общественных системах.
То, что имеет
Россия в своих интеллектуальных заделах позволяет всерьез
говорить о зернах нового цивилизационного витка развития. Не будем
думать о всем мире, нам самим нужна новая технологическая
цивилизация в своей стране, и если она выигрывает по эффективности,
то быстро растечется по всему миру.
Именно поэтому инициатива
“Образ России – 21 век” является стратегической
для России. Стратегия заключается в том,
чтобы впитав в себя иностранный интеллект, на
первом этапе - в виде товаров и услуг, что и наблюдается, создать условия
эффективного воспроизводства и использования российского. Других прогнозных
вариантов для России, как независимом партнере мирового сотрудничества, не
существует.
Образовательная - потому, что каковы образы, знания, мысли, смыслы жизни, деятельности
и устремления в головах людей - такую реальность они создали, создавали и
создадут для себя, своих детей и своей
страны в прошлом, настоящем и будущем.
В СОИ термин “образование”
несколько меняет свое традиционное смысловое наполнение и основывается на процессах
формирования интеллектуальных потенциалов - образов, обликов, смыслов, функций,
систем знаний и навыков. В таком варианте имеется привязка к эмоциям, поведению
и каждого человека и реакции общества в целом. Люди понимают, где они
находятся, что получается в результате их усилий. В любой точке пространства
они видят, ощущают, покупают, продают, сравнивают не уровни национального
дохода, промышленно-производственный потенциал или компетенцию властей, а облики, образы - чисто или грязно, вежливо
или грубо, дешево или дорого, капитально или так - на скорую руку, чувствуют где хорошо, а где плохо, где богато, а где бедно,
где опасно, а где безопасно.
Материализованные труд,
капитал и интеллект не могут вести жизнь тайную, их результаты всегда видны - в
зданиях, сооружениях, качестве и ценниках на товары и услуги, поведении
граждан, их устремлениях и желаниях. Самый простой пример - высшего мирового
качества московская окружная кольцевая дорога. Даже посмотрев на нее, все
становится ясным, ничего никому доказывать не надо.
Но сколько бы ни возились
любые власти с умными концепциями, перестройками и кредитами, если не меняются
среда обитания, образы жизни людей в стране и ход их мыслей, можно считать, что
кардинальных изменений не происходит. В историческом плане от поколения к
поколению переходят только материальное, культурное и духовное наследие, образы
поведения и способы принятия решений.
Пример быстрого изменения
образов жизни в России имеется. Правда изменения
происходили в имперском монархическом государстве - Великой Российской Империи. После революции за короткий промежуток времени был насильно
изменен весь образ жизни огромной страны. В дальнейшем он развивался, совершенствовался и, хотим мы того, или нет, впитан во все
поры нашего общества, в каждого человека.
За образы жизни и мышления,
материальное и культурное наследие, которым в конце 20 века мы располагаем, Россия
принесла огромную жертву в размере около
100 млн. человек, направленных, в соответствии с концепциями бывших властей, в
лучший мир - расстрелянными и уничтоженными, погибшими в гражданских и мировых
войнах. Отсюда страх перед властями, отсутствие активной гражданской оппозиции,
безразличие властей к человеческой жизни, нелюбовь к знаниям и непонимание
интеллекта.
Никто никогда не образовывал
людей любить жизнь, человеческое достоинство, способностям защищать себя с
помощью законов, отстаивать свои права, самим образовываться, украшать и
обустраивать свой дом, преумножая тем самым национальное богатство страны.
Попытки
перенести один к одному образ жизни людей и властей в других странах в Россию
всегда обречены на неудачу по одной простой причине - у
нас свой, особенный социум, другая социальная культура и умонастроение,
т.е. ментальность людей. Поэтому новые
образы жизни в России будут произрастать из самой российской культуры, должны
тщательно проектироваться, переход на новые концепции управления, введение
новых законов и установок власти внимательно анализироваться по общественной
реакции, следствиям, к которым они могут привести.
Так поступают во всех
развитых странах - предлагают, разъясняют выгоды и преимущества, агитируют,
создают условия, образовывают людей всеми доступными способами.
Традиционно, под
образованием в России понимается процесс, связанный с пребыванием детей,
подростков и юных граждан в заведениях отрасли “образование”.
По состоянию на конец 80-х
годов, расходы на образование одного жителя США составляли 486, а в бывшем СССР
19 долларов. Разница была примерно в двадцать пять раз. Средний
образовательный ценз в СССР был примерно 8.3. года, В те годы в США он составлял 11, Японии 12 с
небольшим лет. Внутри СССР самый высокий образовательный ценз имели Узбекистан,
Армения и Грузия – чуть больше 13 лет. Самый низкий –
Молдавия – 3.4. года. Россия находилась на восьмом месте среди республик СССР –
8.2 года, а в самой России на одном из последних мест были республики Кавказа.
Все образование в СССР было государственным, следовательно, плановым.
Расходы, выделяемые
государством на развитие образования, в последнюю четверть века сократились
вдвое и составляют около 3.4.% валового национального продукта. В 1970 году –
7%. Для сравнения – в США 6.9, Канаде – 7.3., Норвегии – 6.8., Японии – 4.9.
По данным ЮНЕСКО 19%
мирового населения учится. К началу третьего тысячелетия в мире будет 82 млн.
студентов. По числу студентов на сто тысяч населения первые места в мире
занимают США и Канада, на третье место выдвинулась Южная Корея. А Россия может к началу 21 века может стать единственной из ведущих
стран мира, в которой численность студентов сократится на полмиллиона по
сравнению с 1980 годом.
Качественно изменяется
профессиональная структура занятости населения. Так в США за
последние 15 лет быстрыми темпами увеличивается количество рабочих мест для
ученых-естественников – на 68%, медиков – на 53, инженеров и архитекторов на
41, специалистов маркетинга и работников торговли на 39% и даже подсобных
рабочих на 5%. А вот рабочих мест станочников, фермеров, сборщиков становится
меньше в среднем на 9%.
Мировой уровень специалистов
с высшим образованием в развитых странах составляет около 25%. По планам наших
чиновников от образования этот уровень должен быть не ниже 15%.
Социологические опросы
показывают весьма странную картину отношения людей к образованию. Если в 1989
году 58% опрошенных считали, что для выхода страны из кризиса, необходимо
развивать высшую школу, то в 1997 году их было уже 31%. В 1989 году 10%
опрошенных считали, что в стране избыток специалистов с высшим образованием, в конце девяностых годов их стало уже в два
раза больше. Только неприятности и кризисы от ума в России, лишняя трата
государственных денег - лучше их отдать сирым и убогим.
Эти данные заставляют
серьезно задуматься над тем - а что должны делать молодые люди в возрасте 17-23
лет, годы, в которые идет становление ума и характера и чем может заменяться
образование в эти годы? Что они будут делать? Ответ хорошо известен, только его
почему-то никак не связывают с образованием, - создавать патологические,
криминальные среды. Сейчас такой процесс уже фиксируется статистикой. Он будет
резко усиливаться в условиях сокращения государственных средств на образование.
Будущее вычислить не сложно.
“Наша система образования
была лучшая в мире” – это утверждение в различных его интерпретациях создает
барьер для создания нового облика российского образования, крупномасштабного
использования новых образовательных технологий. Дело не в том, что было лучше
или хуже, а в том, что темпы использования нового знания стремительно
ускоряются во всем мире.
Перестройка, несмотря на все негативы, трудности и проблемы, научила активных людей самостоятельно мыслить и действовать, быстро впитывать знания, учиться самим и учить своих детей. В этом измененном мировоззрении граждан России, проявлении характеров и силы воли сконцентрированы основные деятельностные силы страны. За ними будущее.
СОИ в аспекте образования ориентирована
на альтернативное проектирование возможных способов резкого подъема образовательного
уровня граждан России, образов практической деятельности, способов поведения,
обоснования и прогнозных оценок получаемых вариантов. Образ, знание
интеллектуальный потенциал, образование - основа будущего России.
Инициатива - потому, что эту работу никто не заказывал, в планы и программы она не входит, денег на реализацию не выделяется. Она возникла именно как инициатива людей, как желание выйти из проторенной колеи изживших, на наш взгляд, способов регулирования процессов в области воспроизводства и использования интеллектуальных ресурсов России.
В этом смысле предлагаемая Стратегическая Образовательная Инициатива “Образ России - 21 век” коренными образом отличается от зарубежных. В частности, в США название “Инициатива” получило объединение крупных наукоемких правительственных программ - “компьютерная инициатива”, “стратегическая оборонная инициатива”, “воздушная оборонительная” и т.п. Суперсложные программы получили название “Мегапроект” - “миссия к планете Земля”, “геном человека” и другие.
В начале 90 годов в органах конгресса США был применен целевой подход, при котором все научные программы были объединены и ранжировались с точки зрения их вклада в будущее. В соответствии с этим распределялись ресурсы. Цели программы “вклад в будущее”:
* Повышение экономичности, эффективности инвестирования и продуктивности всех отраслей производства.
* Расширение области человеческой деятельности в космической, биологической отраслях, в отрасли высоких энергий, научное понимание будущих проблем изменения жизни в глобальных масштабах.
* Расширение научно-исследовательской деятельности.
* Повышение интеллектуального потенциала. Подготовка детей к обучению. Целевое расходование имеющихся ресурсов для повышения качества подготовки ученых и обучения в университетах.
* Устранение бродяжничества и наркомании.
* Защита окружающей среды.
* Исследования в области регулирования климата в глобальном масштабе.
6. Точки приложения усилий.
Спросите сегодня любого грамотного человека - что сдерживает развитие? Получите ответ - налоги, финансовая система и бюрократический аппарат, государственное давление в виде разрешений, согласований, утверждений, массы бумаг и проверок, на сферу предпринимательства в любой области, включая образование. Отрицательная эффективность функционирования государственной машины власти нарастает. Эти образы ощущает практически каждый житель страны, включая саму власть.
Поведение обычных людей
задают образы мыслей, ментальность - “до власти далеко, все куплено и продано”,
“незачем высовываться все равно лучше не будет”, “не может быть честного
богатства, своим трудом ничего добиться нельзя”, “богатые все воры”, “моя хата
с краю” и в этом есть большая доля истины, весь исторический опыт выживания
российского народа в определенных социально-экономических условиях.
Времена изменились,
изменились мотивации и поведение людей.
Новые образы, способы
решения проблем с большим трудом пробивают асфальт как
накопленного опыта прошлого, так и развившиеся в последние годы тенденции в странной
“рыночной” экономике.
Все перспективы новых
социальных технологий, интеллекта, образования пока еще развиваются в виде идей
и концепций будущего, даже если с этим, теоретически, согласны все граждане
страны. От постановок до реализации пройдет время, которое необходимо наполнять
событиями, реальными действиями.
В СОИ 1999-2000 года выделяются несколько
равнозначных, взаимодополняющих точек приложения усилий.
1. Пропаганда и социальная
агитация - активная реклама нормальных образов жизни, престижа знаний и
образования. В реальной жизни так оно и есть, но общественное мнение формируется
пока ориентированно на совершенно другие ценности.
2. Влияние на власть.
3. Экономика и содержание образовательных
технологий - анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта по
государственным и частным учреждениям образования.
4. Аналитика и прогноз
изменений.
5. Интеллектуальная
собственность, инновации - необходимо знать как в мире
происходит материализация знаний, за что платят деньги, где истоки
национального богатства, каким образом используются интеллектуальные потенциалы
граждан, как защищаются интеллектуальные продукты.
До начала 2001 года в рамках СОИ ставятся три основные задачи:
* привлечь к участию в СОИ
умных, инициативных людей, расширить зоны воздействия на власть, граждан и общество,
объединить имеющиеся и предлагаемые проекты, обобщить опыт.
*
организовать рынок товаров, консультаций и услуг СОИ, включая книги, аудио и
видеопродукцию, СД диски, рекламную атририбутику, символику и лозунги СОИ -
“Счастье жить в России”, “Если я умный - почему бедный”, “Россия - это я”,
“Наркотики - для идиотов” и т.п.
* провести
рекламно-агитационную кампанию новых образов жизни в России в наступающем 21
веке, третьем тысячелетии, участвовать в проекте “Дорога в новое тысячелетие”
по встрече 21 века.
7. Некоторые проекты в
рамках СОИ.
Полный
перечень проектов СОИ, бизнес-планы по ним даются в специальном приложении.
Телепроекты по разделу “Пропаганда и социальная агитация”.
Идеи
в данном случае очень просты: “нет” наркотикам, алкоголю, животному сексу,
насилию, “да” знаниям, социальной
взаимопомощи и партнерству, спорту, искусству, умениям развивать и использовать
свои способности.
Подготовка публицистических
циклов телепрограмм:
·
“Приглашение в 21 век” - мировоззрение и образы жизни в мире новых технологий.
·
“Вклад интеллекта России в мировую
цивилизацию 20 века” - открытия, изобретения и идеи.
·
“Истоки” - жизнь людей у истоков великих
рек европейского и северо-американского континентов -
Волги и Миссисипи.
Подготовка
образовательных телепрограмм
·
“Ведущие ученые России” - лекции ведущих
ученых страны по их профилирующей специальности и прогнозам развития страны.
·
“Пророки в своем отечестве” - образы
людей, сделавших сами себя, умеющих мыслить категориями перспектив развития
России.
·
“Российский образовательный парламент” -
проблемы, хроника событий.
В качестве примера
приводим цикл “Приглашение в 21 век”
Концепция программы
- обсуждение возможных сценариев развития страны, многочисленных
альтернативных путей решения проблем, которые имеются в мире конца
20 века и возникнут в 21 веке. В режиме активного диалога с участниками
программы рассматриваются основные тенденции и противоречия, возникшие
в России и мире. На конкретных примерах обустройства жизни в других
странах показываются пути преодоления трудностей, способы принятия
решений.
Основная идея заключается
в том, что практически любой вопрос, проблему, ситуацию - от экономики,
политики до секса и поп музыки можно рассмотреть с позиций влияния
интеллекта 20 века и на конкретных примерах показать, почему возникают
совершенно диаметральные позиции, оценки людей,
их манеры, способы поведения и принятия решений.
Блок 1. Мир конца 20 века. Стратегии развития России.
Блок 2. Образование,
интеллектуальный потенциал.
Блок 3. Технологии жизнедеятельности
России, Европы и США.
Блок 4. Россия - терра-инкогнито.
Блок 5. Мысль на Земле
- кругосветное путешествие в мир информации и технологий.
Телепрограммы
предназначены как для СМИ, так и для отдельных пользователей в виде кассет для
бытовых видеомагнитофонов, т.е под знаменами СОИ нужно
приложить все усилия и организовать рынок образовательных телепрограмм на всей
территории страны, для работы на котором привлечь образованную молодежь, создав
тем самым рабочие места.
Открытие страницы СОИ в ИНТЕРНЕТе – активный диалог с отечественными и
зарубежными пользователями глобальной сетью.
Проект “Дорога в новое
тысячелетие”
- две части “Глобальная книга человечества” и “Капсула с посланиями в 21
век”.
Идея “Глобальной книги
человечества” заключается в том, чтобы каждый человек мог написать короткое
послание в новое тысячелетие. Книга будет формироваться из посланий
на любом языке, в любом исполнении, включая рисунок и фотографию в
исходном, не редактируемом виде. Оно принимается составителями
по Интернету, лично или по почте.
Вторая идея - собрать прогнозы о будущем России и земной цивилизации
отечественных ученых, предпринимателей, политиков и общественных деятелей. Эта
часть проекта осуществляется совместно с созданием публицистического цикла
телепрограмм.
В результате первого этапа
проекта собирается исходная информация, которая переводится на электронный носитель,
а также готовится к изданию в виде книги.
Послания людей в 21 век на
смене тысячелетий приобретут самостоятельную жизнь и историю во времени и пространстве
уже в электронном компьютерном варианте и новой оболочке - специально
созданной капсуле в виде полого Земного шара. Этот символ Земли,
в котором находятся послания людей
20 века в будущее, будет торжественно спущен в воды мирового океана
в сутки наступления третьего тысячелетия.
Начнется путешествие капсулы по морям и океанам планеты, посещение
стран и народов.
Путь этой экзотической "бутылки" с сообщениями отслеживается
по расположенному внутри радиомаяку и возвращает нас в эпоху Великих
географических открытий, азартного желания смотреть на звезное небо,
узнавать тайны морей и океанских течений, открывать уже не новые земли,
а новые смыслы человеческой жизни на Земле и в Космосе.
Будущие поколения людей,
наши потомки будут читать и перечитывать
"Глобальную книгу человечества", вглядываться в остановленное
мгновение ушедшей жизни конца двадцатого века. Как жили, о чем мечтали
и думали люди? Люди будущего смогут
взглянуть на мир с позиций жителей 20 века, эти мысли помогут им
лучше понимать свою жизнь и логику процесса развития.
Путешествие капсулы с
посланиями людей 20 века по водным просторам планеты можно сравнить
с появлением нового рукотворного интеллектуального, но не живого
существа в водной толще Земли. Капсула может несколько лет не появляться
на поверхности океана, попасть в
аварию или стихийное бедствие, приплывать к берегам различных стран,
пересекать судоходные пути. Наблюдение за странствиями капсулы,
отслеживание "путей следования" - интереснейшая интернациональная
игра.
8. Возможное развитие
событий.
Предлагаемая инициатива является своеобразным индикатором изменений, которые происходят и будут происходить в России. Это определится отношением властей и населения к общественному движению - “Образование - будущее России”, к самой СОИ “Образ России - 21 век”, к изменениям образов жизни, стилям и методам управления страной. Все, что происходит в России и за рубежом отражается в наших мыслях, внешнем виде нас самих и окружающей среды, в которой мы живем и трудимся, наших желаниях и надеждах. Все реальные ситуации в России конца 20 века видны невооруженным взглядом, понятны грамотным людям.
Оставаясь реалистами можно определить три основных варианта начального этапа жизненного цикла СОИ.
Первый - традиционно все остается на бумаге. В теории, все люди, к которым инициаторы будут обращаться за поддержкой и участием, будут горячо одобрять, понимать суть момента, но… столько неотложных дел, да и чем можно помочь? Все и так понятно – нет денег и возможностей.
Второй - разовьются локальные проекты, в которые инициаторы должны будут вкладывать деньги, для чего искать попечителей и спонсоров. Благоприятный исход - развитие потребностей, т.е. рынка образовательной продукции, переход на коммерческие формы работы, самоинвестирование более сложных и дорогих проектов. Неблагоприятный исход - импульсное вливание информации с последующим затуханием и переходом в вялотекущую общественную самодеятельность.
Третий - поддержка властями, выделение ресурсов при назначении руководящих лиц, не входящих в состав инициаторов, контролирующих инстанций существующей системы образования. Традиционный исход - остается название при коренном изменении сути и смыслов предлагаемой СОИ.
В любом случае будет продолжаться практическая и аналитическая работа, разрабатываться прогнозные варианты развития. Положительным эффектом можно считать даже то, что слова “знание”, “образование”, “будущее”, “перспективы”, “развитие”, “интеллект”, “интеллектуальная собственность”, “стратегия” и “инициатива” войдут в публичный лексикон людей власти.
Для инициаторов, СОИ - отличный способ показать собственные способности не только ставить, но и решать проблемы, находить эффективные пути их реализации в современной сложной и весьма противоречивой ситуации в России. Время покажет - кто на что способен.
PS. Представьте себе долгий путь
развития цивилизации. Для нас, живущих на смене века и тысячелетия, наступление 21
века, третьего тысячелетия - это единственный, уникальный миг истории.
Такое удивительное событие - вступление в новое тысячелетие никогда
не повторится в нашей жизни и в жизни наших ближайших потомков. Мы
счастливые люди - каждый из нас переживет фантастическое мгновение
- время на секунду остановится на границе тысячелетий...