“СОИ”

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ИНИЦИАТИВА

 

 

 

 

“ОБРАЗ РОССИИ – 21 ВЕК”

 

 

 

 
 
 
 
 
НАУЧНЫЙ ФОНД

“ИНТЕЛЛЕКТ и ВЫЖИВАНИЕ”

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ИНИЦИАТИВА 

 

 

"ОБРАЗ РОССИИ -  21ВЕК"

 

 

Основная задача СОИ - развить в России реальную, выгодную и прагматичную потребность в знаниях, образовании, новых стандартах, образах и качестве жизни,  эффективном управлении  и обеспечить возможность ее  удовлетворения в интересах государства, бизнеса, каждого гражданина и его семьи.

 

 

 

 

С искренним уважением,

президент Научного фонда “Интеллект и выживание”,

д.э.н., академик Международной академии наук высшей школы

 

Елена Мельникова,   Москва, 2000 год.

125252, Москва, 2-я Песчаная 2.1, пом. 50,

телакс 157-38-67, 956-39-07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Позиция автора                                                 4

2.   Смена  века и тысячелетия. Прогнозы           6

3.   Ход мыслей и возникающие вопросы           10

 

4.   Все ли так плохо?                                             12

5.       Почему СОИ - Стратегическая

      Образовательная Инициатива

      “Образ России - 21 век”?                                 15

6.   Точки приложения усилий                              19

7.    Некоторые проекты в рамках СОИ              21

8.    Возможное развитие событий                        22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Позиция автора.

 

У меня есть большая  уверенность в том, что люди, которые будут знакомиться с этим  проектом, его активно поддержат. Опыт мирового  развития со всей очевидностью показывает - другого пути, кроме как учиться и образовываться, быстро умнеть и уметь принимать эффективные решения, понимать сложнейшие современные ситуации развития, разумное человечество еще не придумало.  Новый 21 век - время уже не только разума, но и интеллекта. Интеллект создал мир, в котором мы живем в конце 20 века. Влияние интеллектуальной деятельности на все области человеческой жизнедеятельности в 21 веке будет резко усиливаться. Эта тенденция в нашей стране понимается иллюзорно, условно.

 

Предварительное обсуждение самого названия “СОИ” - Стратегическая Образовательная Инициатива  вызывает некоторое замешательство.  Ведь все знают “СОИ” как Стратегическую Оборонную Инициативу США, которая, как извещали газеты, была направлена против СССР, на защиту территории США извне.

           

Стратегическая Образовательная Инициатива - СОИ “Образ России - 21 век”  направлена на защиту жизненных интересов России внутри самой России, т.к. наши главные враги – невежество, агрессивность и профессиональная неграмотность, лень и мания величия, расположены внутри нас самих. Если из общего понятия “нас” выделить “тех кто правит, готовит и принимает решения”, то в них - главный источник национальной опасности. Это специфический феномен  современной  России

 

Как это не покажется странным, Россия 21 века, будет и должна изжить в себе Россию века 20, создавать новые национальные образы и смыслы жизни, вносить свой интеллектуальный вклад в мировую цивилизацию. Таков исторический вызов мирового развития интеллекта.

 

Анализируя политические и экономические процессы, происходящие в нашей стране, имея достаточно большой профессиональный опыт, опыт работы в науке, бизнесе и образовании, знания мировых проблем и их решений, любой здравомыслящий человек, заинтересованный в  сохранении и развитии государства Россия, в котором мы все проживаем, задает себе простой вопрос - почему, если в стране все есть, жизнь многих граждан находится на грани выживания? Почему  Россия не удивляет мир новыми открытиями, изобретениями, почему многие умные люди покидают страну, реализуют свои способности в других странах? Почему нам не нужны знания, образование, не только грамотные люди, но и люди вообще?

 

Суть не в ответах и даже не в том “кто виноват” и “что делать”. Суть в том, что перед тем, как делать, надо обязательно думать.

 

Но и этого мало. Как известно из народного эпоса - “дурень думкой богатеет”. Надо знать и уметь вычленять проблемы, ставить понятные цели, проектировать системы, искать варианты и  выбирать эффективные решения в конкретных условиях, имеющихся ограничениях. Не посредством речей с трибун, а на бумаге, в реальных смысловых фиксируемых конструкциях, по мере возможности, выражаемых числами. Тогда и только тогда от слов можно переходить к делу.

 

С последней четверти двадцатого века в развитых странах сама постановка вопросов развития, проектирования, управления, принятия решений и их обоснования претерпела значительные смысловые изменения.

 

Ставятся не вопросы наличия тех или иных людей или партий во власти, а проблемы эффективности функционирования системы “государство”, не развитие агропромышленного комплекса, а “обеспечение населения продовольствием”, не образование, а “повышение интеллектуального уровня”  и т.д. Проблемы, смысловые, образные конструкции стали основой управления и социального проектирования в развитых странах. Пока еще в своей ментальности Россия не вышли из азарта борьбы, запретов, ведомственности и предметности.     

 

В нашей стране, в пылу митингов и борьбы за власть ушли на второй план два главных критерия развития любой страны - наличие в стране здоровых людей и их образование, образы жизни, намерения, характеры и умонастроения. Именно для обеспечения этого в стране существуют власти и в нормальных гражданских обществах они обслуживают интересы страны и населения, а не наоборот.

 

Возникла странная ситуация - в новой рыночной российской экономике, якобы, невозможно ничего решать из-за отсутствия денег, капиталовложений, инвестиций, желательно иностранных, чтобы меньше самим думать и отвечать. Но ведь денег никогда не хватает на все - это закон. Человеческие фантазии и желания всегда опережают возможности. Поэтому и появляются концепции концентрации сил и средств на важнейших направлениях и, при грамотно построенных проектных  решениях, возникают реальные сопутствующие шлейфовые эффекты системности и целостности - саморазвитие.

 

Деньги сами по себе в нашем государстве ничего не значат. Их можно совершенно спокойно пустить по ветру, нанять армию бездельников, разбазарить, вложить в проект и не закончить его. Все - денег нет, они испарились, ассимилировались с интеллектом управляющих в коридорах и эшелонах власти. Виноватых тоже нет - ведь хотели как лучше… Это примерно как потенциальная энергия воды - ее может быть очень много, но без знаний и проектов использования мощности воды электрической энергии не получить.

 

Казалось бы образы, идеи, ничего материального, но именно поэтому страна не может сдвинуться с мертвой точки кризисов и перестроек. Только интеллект, знания и умения превращают деньги в ресурс интенсивного развития. Другого катализатора в природе денег и власти нет.

 

Денег всегда хватает, не хватает способностей ими распорядиться, контролировать ситуацию, чтобы деньги делали деньги, реализовывался основной закон бизнеса, рыночной экономики. Ведь не золотой запас, и не американская валюта  определяют уровень развития народного хозяйства, силу и потенциальные возможности экономики России в конце 20 века. Ее определяют интеллект систем управления, предпринимательский потенциал, сила национального интеллекта, имеющиеся ресурсы, силы и желания людей работать.    

 

Каждому понятно, что задача  заключается не в том, чтобы потратить, освоить деньги - образ то какой придуман, в нем корни воровства!,-  а в том, чтобы при минимальных затратах получить заданные эффекты или при фиксированных затратах получить высшие эффекты, пользу, прибыль. Другого быть не может.

 

Нельзя давать продукции больше, лучшего качества и с меньшими затратами. Парадокс, но эта безумная пролетарская идея окончания застоя, простая и понятная на первый взгляд, взорвала изнутри производственную экономику СССР. И сегодня страна находится в положении буриданова осла - не может ничего выбрать: ни капитализм, ни социализм и никогда не выберет, потому, что таких формаций уже в природе не существует.  Они в прошлом, это фантомы.

 

Никто в нашей стране еще не пожаловался на отсутствие ума, предприимчивости, изобретательности, умения находить выходы и решения проблем, чтобы люди сказали - “вот это сделано с умом, в моих интересах!” С умом у нас сделана только военная техника, средства разрушения. С 1985 года начались  изменения, которые во многом изменили облик страны, но главные перемены еще впереди, ситуация очень нестабильная.

 

Мы не собираемся создавать специальную организацию для “претворения” СОИ  в жизнь, внедрения полученных результатов. Это на первом этапе не самый короткий путь для получения требуемых результатов. Инициируя СОИ, мы знаем, что очень много людей думают  примерно в таком же стиле, действуют в этих же направлениях. Потенциал для реализации этой инициативы активно наращивается.

 

Мы хотим усилить и ускорить процесс, объединить интересы и в новом веке, новом тысячелетии убедиться в правильности древней как мир истины - “В начале была мысль, идеи правят миром!”.

 

 

 

2. Смена  века и тысячелетия. Прогнозы.

 

Бурный двадцатый век, век войн и революций, крупномасштабных социальных экспериментов, фантастических научных открытий и реализации грандиозных планов и программ переустройства жизни близится к своему завершению. Новое тысячелетие, 21 век наступает с 31 декабря 2000 на 1 января 2001 года.

 

Новый мир уходящего 20 века, мир радио и телевидения, освоения космического пространства, новых лекарств, неизвестных ранее человечеству химических веществ и материалов, компьютерной техники и средств глобальных коммуникаций в секунды исторического времени  изменил образы и стили жизни людей практически в каждой точке земного шара.

 

Возник и парадокс, самое острое противоречие цивилизации на пороге третьего тысячелетия. Человеческий интеллект создал новый, никогда ранее не существовавший мир. Эти же силы привели к возможности тотального самоуничтожения человечества. В настоящее время это ядерная угроза. Но нет никаких гарантий предохранения от возможности появления новых средств уничтожения не только физической, но и высшей психической сущности человека.  Гонка вооружений заменяется гонкой знаний.

 

По про­гно­зам де­мо­гра­фов чис­лен­ность на­се­ле­ния Рос­сии к се­ре­ди­не бу­ду­ще­го ве­ка может со­ста­вить око­ло 50 млн. чело­век. Это ес­ли все бу­дет раз­ви­вать­ся в со­от­вет­ст­вии со сло­жив­ши­ми­ся тен­ден­ци­я­ми. От­ку­да на­шей стра­не брать де­тей, с кем стро­ить Ве­ли­кую Рос­сию в 21 ве­ке? Ведь  го­то­вых рос­сий­ских лю­дей в ви­де гу­ма­ни­тар­ной по­мо­щи нам не при­ве­зут, при­ве­зут сво­их и уже везут вместе с родителями и остальными родичами.

 

В Ки­тае об­раз­ца 1998 го­да 9 млн. чело­век за­ни­ма­ет­ся научны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми. На­по­ми­наю - во всем  СССР бы­ло 4.5. млн чело­век в на­у­ке и научном об­слу­жи­ва­нии. Почему китайцам нужны ученые, а нам нет, откуда они деньги на науку берут?

 

В Рос­сии с 1812 по 1917 гг. бы­ло вы­да­но 36 тыс. па­тен­тов. Для срав­не­ния - это в де­сять раз мень­ше, чем в Гер­ма­нии, в пят­на­д­цать, чем в Ве­ли­ко­бри­та­нии, и в со­рок раз мень­ше, чем в США. И еще, из этих 36 тыс. па­тен­тов в Рос­сии, при­мер­но 90% при­на­д­ле­жа­ли ино­стран­цам. Такой была стар­то­вая пло­щад­ка промышленной революции в России  два­д­ца­то­го ве­ка. Прошу на этот факт обратить серьезное внимание. Все законы собственности, включая интеллектуальную, на территории России были отменены в 1917 году. В 90 годы часть этих прав были восстановлены.

 

Ма­ло кто зна­ет, что про­мыш­лен­ные ги­ган­ты до­во­ен­ной эпо­хи строи­лись по ино­стран­ным про­ек­там. Для их реа­ли­за­ции тре­бо­ва­лась ра­бочая си­ла, для чего функ­цио­ни­ро­вал ГУ­ЛАГ, т.е. учредилось государственное рабство.

 

Кре­по­ст­ное пра­во в Рос­сии, как из­вест­но, бы­ло от­ме­не­но в 1861­году. В 1862 го­ду в США бы­ло за­пре­ще­но дер­жать в личной соб­ст­вен­но­сти лю­дей, т.е. от­ме­не­но раб­ст­во. В Анг­лии в эти го­ды за­ра­бо­та­ло мет­ро. На­вер­ное, ком­мен­та­рии из­лиш­ни?

 

Никто на государственном уровне не занимается прогнозами будущего развития, может быть это совекретно? Господствует идеология “ночь простоять и день продержаться”.

 

В два­д­ца­том ве­ке бы­ло два бу­ма про­гно­зов. Пер­вый  воз­ник в начале ве­ка -  ученые-фан­та­сты, лю­би­те­ли по­ду­мать о бу­ду­щем со­з­да­ли мас­су ва­ри­ан­тов раз­ви­тия - про­гно­зи­ро­ва­ли раз­личные си­ту­а­ции и сце­на­рии раз­ви­тия со­бы­тий. Всем хо­те­лось знать - что же нас ждет в бу­ду­щем? Чело­вечес­т­во мечта­ло о все­об­щем про­грес­се. Что получилось? 20 век самый кровопролитный в истории цивилизации, но и самый прогрессивный. Две мировые войны с их миллионными жертвами только ускорили рост численности населения Земли. К концу века на планете живут около 6 млрд. человек. 80% населения Земли - в развивающихся странах.

 

Гра­ж­да­не про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран в начале века как буд­то на­ме­рен­но не за­мечали та­ких ве­щей, как по­ли­ти­ка во­о­ру­же­ния, ра­бочий во­п­рос, де­мо­кра­ти­за­ция и ко­ло­ни­аль­ные кон­фли­к­ты. Эти во­п­ро­сы бы­ли из­ве­ст­ны, сто­я­ли на по­ве­ст­ке дня, но ря­до­вой обы­ва­тель иг­но­ри­ро­вал их. Лю­ди упо­ва­ли на про­гресс, не за­ду­мы­ва­ясь над тем, ку­да, соб­ст­вен­но, он ве­дет. В сво­ем оп­ти­миз­ме они по­ла­га­ли, что ми­ро­вые про­б­ле­мы - это не те про­б­ле­мы, на ко­то­рые сле­ду­ет об­ра­щать вни­ма­ние, и что в кон­це кон­цов они ре­шат­ся са­ми со­бой.

 

Вто­рой бум про­гно­зов на­сту­пил в СССР в се­ре­ди­не се­ми­де­ся­тых го­дов в виде Ком­п­лекс­ной про­грам­мы научно-тех­ничес­ко­го про­грес­са и его со­ци­аль­но-эко­но­мичес­ких по­с­лед­ст­вий (КПНТП). По­с­лед­ний ва­ри­ант про­грам­мы был со­ста­в­лен до 2010 го­да. Это бы­ло до­с­та­точно ком­п­лекс­ное научное ис­сле­до­ва­ние, пол­ный ком­п­лект то­мов про­грам­мы со­ста­в­лял свы­ше ста то­мов. В этих ра­бо­тах бы­ло все: на­у­ка, эко­но­ми­ка, все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, все ре­с­пуб­ли­ки и ре­ги­о­ны. Един­ст­вен­но чего не бы­ло - про­гно­зов. Ана­лиз, ди­аг­ноз, тен­ден­ция - по­жа­луй­ста, но про­гно­зов мы де­лать не уме­ли и не уме­ем. Почему? А по­то­му, что всем бы­ло яс­но - на­до ме­нять что-то са­мое глав­ное - крае­у­го­ль­ные кам­ни ус­т­рой­ст­ва об­ще­ст­ва.

 

Кто мог пред­ста­вить расчленение СССР и черенкование властей? Ко­му бы в го­ло­ву при­шло в начале пе­ре­строй­ки, что за­во­е­ван­ный рус­ской ар­ми­ей Крым, по­да­рен­ный Хру­ще­вым Ук­ра­и­не в 1954 го­ду, ста­нет кам­нем пре­ткно­ве­ния двух род­ст­вен­ных сла­вян­ских на­ро­дов, что  лю­би­мый те­ле­ви­зор­ - член се­мьи и ок­но в мир ста­нет рас­сад­ни­ком на­си­лия, мер­зо­сти и всячес­ких со­ци­аль­ных уродств.

 

В чем де­ло? Почему мы ничего не зна­ем, а если реально - то и знать не хотим, о на­шем свет­лом или темном бу­ду­щем, кро­ме очевид­но­го фа­к­та ши­ро­ко­мас­штаб­но­го хо­ж­де­ния в Рос­сии аме­ри­кан­ской ва­лю­ты и в 21 ве­ке? Хоть в этом есть ка­кая-то  ста­биль­ность. Когда в 1996 году вышла моя книга “Час Х. Россия 21 век” и ее стали предлагать для реализации в книжные магазины Москвы, ответ был один - эта тематика нас не интересует.

 

Американские ученые в 1993 году написали книгу “Россия 2010: что это означает для мира”. Они придумали пять сценариев, один лучше другого - “Продолжение распада”, “Двуглавый орел”, “Время неприятностей: хаос в России в двух вариантах - “Долгое прощай” и “Российский медведь” и последний сценарий “Чудо”.

 

Будет ли Россия партнером в мировых делах в качестве национального государства, перестала ли Россия претендовать на роль одной из сверх держав по идеологическим мотивам и глобально соперничать с США? Сможет ли наше государство стать великой державой в более мирном мире? Их в основном волнуют вопросы политических стратегий развития России.

 

Одна из самых известных концепций будущего мирового развития - это концепция устойчивого развития. В рамках этой концепции существует понятие “золотой миллиард” - это сколько людей  должно жить на планете, не создавая проблем планете и самим себе. Все остальные недоразвитые и недообразованные в этом золотом миллиарде не считаются. Интерпретировать этот прогноз и эту концепцию я не буду - т.к. по идее устойчивого развития славяне, а я славянка, в избранный список вроде пока не входят. Но зерно истины в этом прогнозе есть - будущее за умными и образованными.

 

В рамках СОИ предлагаем дополнительные прогнозы, исключая возможность начала глобальной войны или природных катастроф. Постараемся быть оптимистами.

 

Ситуация политической нестабильности и кризисных экономических процессов в России резко снизится к 2005-2010 году. Это значит, что через аппарат власти прокрутится большая часть одержимых идеей “спасения” страны людей. Интеллектуализация, т.е. необходимость принятия все более сложных решений во власти будет резко возрастать. Профессиональные знания заменят митинги, наказы и советы. Власть перейдет из категории средств существования в категорию формирования национальных интересов, целевых функций развития.

 

2008-2025 - начало стабильного экономического роста и благоустройства территорий провинций страны, развитие инфраструктур социального жизнеобеспечения - право, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Такое развитие создаст условия привлечения на территорию России капитала и предприимчивых людей. Территория России, как это ни парадоксально, вберет в себя лучшие достижения мировой технологической цивилизации.

 

В интеллекте Россия продолжит свою историческую традицию - открытие и формулирование принципиально новых теорий, идей и концепций.

 

2010-2060 - накопление свободных капиталов позволит значительно увеличить объемы государственного финансирования, направляемых в образование и науку. Параллельно будет усиливаться финансовая подпитка интеллектуальных сфер деятельности в бизнесе. Это приведет к высвобождению творческой энергии, вскрытию зажатой почти на столетие активной точки роста мирового интеллекта - российского знания. Российский интеллект создаст мощное поле притяжения научной мысли мира.

 

У России великолепное будущее. Активно развивая новые и новейшие технологии, проживая в удобном и благоустроенном мире, мировой интеллект все в большей мере будет нуждаться в дополнительных порциях свободной энергии, творческой мысли. Комфортная среда обитания имеет свойства усыпления и релаксации людей. Не избалованные жизнью в благополучии, не имея возможности реализации, научная, изобретательская, инженерная мысль России накопила огромный интеллектуальный потенциал, способный, соединившись с технологиями, внести свой вклад в мировую цивилизацию.

 

Для России конца 20 века существуют две стратегические проблемы - люди и их образование. Все остальное - средства решения: власть, законы, рынок, политика, курсы валют, компьютеры и т.д.

 

При решении этих проблем не может быть поисков третьих, четвертых и т.д. путей. Это краеугольный камень существования страны - люди и образы, которые закладываются им в голову - образование. В России в период 2000-2010 жизненно необходимо принять как цель достигнутый уровень образования Японии, США, Европы. Это, пожалуй, единственная область жизнедеятельности России, для которой уместна и необходима жесткая, активная политика. С национальным интеллектом будущего шутки плохи.

 

Если останется хоть один брошенный ребенок, одна школа в России с выбитыми окнами, отхожими местами на улице, без туалетной бумаги и спортивного зала - все, наша интеллектуальная песенка спета. Про квалификацию учителей разговор особый, но никакие учителя не способны заменить отсутствие обустроенной среды обитания. На образование новых поколений людей должны быть направлены все возможные силы и средства, в них основа безопасности и развития страны.

 

Двадцать первый век для России, всех народов, населяющий просторы страны - это путь долга стать свободными и грамотными людьми. Первая четверть  века будет для России очень сложным, психически неустойчивым. Это естественно - быстрая смена веками сложившихся феодально-крепостнических представлений о добре и справедливости за секунды исторического времени должны смениться на признание интеллектуальной волны человеческой цивилизации. Произойдет изменение общественного сознания на признание жизни, созидательного труда и знания, как высших ценностей.

 

России, русским, всем народам великой страны судьбой истории в качестве подарка к новому тысячелетию приготовлен большой сюрприз - неизвестная современной науке страна Россия, которую нам еще предстоит открыть, обиходить и украсить. Сложилось так, что мы очень мало знаем о своей собственной стране, о поведении людей и властей, их интересах, любви и пристрастиях. Смысловые поля образа жизни российских людей имеют очень высокий уровень интеллектуальной, смысловой засоренности, зашлакованности.

 

Люди в большинстве своем мыслят категориями выдачи заданий какой-то третьей силе - другим людям, правительству, церкви, банкам, средствам массовой информации и т.д., ждут мобилизационных ситуаций. Сами они никто, общество их социально обездолило, поэтому властям необходимо положить в нужное место все необходимое для жизни как плату за верную службу режиму. Люди заслужили, им положено...

 

Хочу еще раз подчеркнуть: мы имеем глобальный, планетарный феномен “Россия - Терра Инкогнито”. Незнание доминирующих тенденций и закономерностей поведения смешанных российских этносов на огромных территориях России постоянно подталкивает страну в область интеллектуальных кризисов, за которыми следуют кризисы политические, социальные, экономические и всякие другие.

 

Предлагаем, несмотря ни на что, быть оптимистами и верить в свою страну. Мы имеем счастье жить в России и сможем собрав знания и волю изменить наш образ жизни. Двадцать первый век для России - это время познания, осознание самих себя. Счастливые времена наступают!

 

 

3. Ход мыслей и возникающие вопросы.

 

“Великолепное будущее” - это хорошо в теории, но к концу двадцатого века, наша страна, Россия, потеряла практически все приоритеты в мировом развитии, превратившись из сильнейшей военной милитаризированной империи,  мировой державы в страну кри­зисов, социальных патологий и бедствий. По уровню политических рисков, темпам снижения уровня производства, смертности, включая детскую, криминальности, молодежной преступности, уровню потребления алкоголя, Россия находится на одном из первых мест в мире. Скорбный список может быть продолжен.

 

Образ жизни граждан и всей легальной предпринимательской сферы нашей страны можно назвать полу-крепостным “выживанием” в условиях скрытой социально-экономической войны властей с населением, бессмысленной тратой человеческих сил и умений, постоянной борьбой компроматов и сведением счетов в самой власти.

 

Невиданные размеры коррупции, воровство, разбазаривание веками создаваемого национального богатства и природных ресурсов,  усиление административного давления, постоянные изменения правил поведения в предпринимательской сфере, усиление налогового бремени, обедневшее население, безработица, огромный государственный долг и пустой бюджет - кажется, что такова  Россия, образца 1999 года. Это известно всем, кто читает газеты, слушает радио и смотрит телевидение.

 

Доминирующая, главная идея развития страны выродилась в задачи   “предотвращения сползания страны в глубокий экономический кризис”, “выплаты зарплаты и пенсий” и т.п. Власти так много говорят о кризисе, что он произойдет обязательно и непременно, потому, что власть предержащие прекрасно знают его причины. Совместно с экономическим кризисом, естественно, наступит быстрое разложение функций структур управления, полная потеря доверия граждан к существующему устройству общества, действующей власти, что, также естественно,  приведет к идеям “спасаться в одиночку”, искать новые пути выживания и развития, требованиям навести порядок, покончить с беспределом. На горизонте появятся тени великих диктаторов.

 

Возникают три простых вопроса:

* сколько должно и может продолжаться существующее положение?

* в чем причины достигнутого снижения уровня жизни?

* почему все принимаемые меры оказываются полумерами, ведущими к  усилению негативных тенденций?

 

Напомню, что в начале перестройки, уже 14 лет прошло - почти пять пятилеток, президенты и чиновники их администраций активно уверяли всех, что надо немного потерпеть и все наладится, как-то само собой сообразуется - “только не мешайте проводить реформы”. Разъяснение смысла реформ, процедур их проведения, возможные негативные и позитивные последствия, как значимые задачи, не ставились. Никаких, зафиксированных на бумаге, системных смысловых конструкций перестройки, целей, на которые направляются усилия нации, проблем, средств и программ  решения, ее архитекторы нам в наследство не оставили. Даешь перестройку, гласность, демократию, реформы! Но получилось так, что давали одни, а брали совершенно другие. 

 

В этом - отсутствии интеллектуальной поддержки, системного проектирования хода реформ, национальных стратегий развития, причина сложившегося критического состояния дел в стране. Отсюда ответы на первые три вопроса.

 

* Продолжаться так может и желательно до бесконечности, т.к. в этом есть большие стратегические интересы лидеров мирового развития и их партнеров в России в случае отсутствия воли изменять ситуацию и точного расчета того, что из этого получится.

* Снижение уровня жизни произошло закономерно  из-за нарушения экономического баланса между военно-промышленным комплексом и ресурсодобывающей  сферой экономики, снятия госмонополии на алкоголь, распада СССР как единой экономической системы.

* Соединение двух первых ответов есть ответ на третий - интересы и образы мыслей в головах лиц, принимающих государственные решения, т.е. их образование, активное противостояние  мировоззрений и понимания смыслов политических и экономических процессов, способов управления, не позволяет и не позволит никаким образом стабилизировать процесс и задать быстрые темпы развития.  

 

Все это происходит в условиях незрелого гражданского общества, тотальной юридической неграмотности населения, привыкшего полностью подчиняться властям - “от сумы да от тюрьмы..”, “лишь бы войны не было..”. Других людей в стране нет, исключая определенную часть административно-управленческого персонала, получившего бесконтрольный доступ к ресурсам и новых  бандитов. Иностранные эксперты уже не понимают, что происходит в России, называют новое экономическое поведение верхних эшелонов власти просто и ясно - “фантастическое воровство”.

 

Возникают и  другие вопросы.

* Первый - таковы ли, как представляются, негативные тенденции, неужели ничего хорошего и позитивного в стране не произошло?

*  Второй - правильно ли заданы правила игры в новую экономику и политику?

* Третий - на какие силы следует делать ставки, какими средствами, потенциалами, ресурсами обладает страна для выхода из ситуации, которая большей части населения активно не нравится?

 

4. Все ли так плохо?

 

Страсти по России кипят во всех политических партиях и движениях. Опять предлагают смену курса, варианты вывода страны из постигшего ее великого горя - перманентного политического кризиса. Выборы в органы власти и президента страны, перед вступлением в 21 век, называют, как всегда, “судьбоносными”, от которых зависит будущее страны.

 

Да, пока нет консолидированной  стратегии развития и общих интересов, это будут действительно выборы реванша. Реванша между силой власти фантомной социальной утопии и .рождающимся демократическим гражданским интеллектуальным мировоззрением, а следовательно, новым образом жизни.

 

На политическом поле играют в основном три силы.

 

Решение задач продолжения “исторической традиции России”, которые представляет коммунистическое большинство Думы - высшего законодательного органа власти - первый игрок, предсказать не трудно - оно известно. Несмотря на все невзгоды, Россия обладает  мощным военным потенциалом, ядерным оружием, другими средствами массового поражения, огромной армией МВД, послушной силе и власти значительной части недовольного населения, “незаконно” проведенной приватизацией и старой закваски  бюрократическим аппаратом управления в отраслях и регионах. Все это будет пущено в дело.

 

Образованы игроки первой команды  марксистско-ленинской идеологией, идеями диктатуры и равенства всех, кроме их самих. Никаких сомнений, размышлений и поступлений принципами не приемлют. К наркотику тоталитарной номенклатурной власти приучены с рождения. 

 

Второй игрок на поле реванша - новые демократические силы, по несколько раз прокрутившиеся в обойме власти, которые, по мнению многих, и довели страну до “такого”  состояния. К сожалению у них пока не хватает  воли и реальных жизненных интересов закончить внутреннее противостояние и собраться в единый сильный смысловой блок - разные интеллектуальные возможности игроков и личные притязания на власть. Угроз их  жизни не наблюдается. Из принципа убивали большевики, сегодня за идеи не убивают, убивают за деньги и из-за денег.

 

Демократические силы в своем большинстве представляют бывшие  ученые, правозащитники, борцы за права человека, гуманисты и душеведы.  Азартных, знающих, сильных игроков, которые понимают, что власть не дают, ее берут и не скрывают своих страстных желаний овладеть ситуацией, в их рядах очень мало - слишком умные, образованные  и воспитанные, а следовательно, в категориях современной власти, - слабые. Знания, без власти их применять - только повод для дискуссий.

 

Третьи силы вызывают ужас и страх в гласных общественных разговорах, СМИ и называют себя очень красиво - народные патриоты. Они громят “жидов”, черных, приблудших в страну инородцев и новые власти. Их тоже терроризируют по полной программе. Но так  устроен человек, что втихаря, не на публике, в душе, этих молодых, сильных, русских, ни о чем не думающих и ничего не знающих, поддерживают очень многие. Даже не их лично, а идею о национальном государстве, возрождении Великой России и  возможного свершения чуда социальной справедливости чужими руками, но для  блага “народа”. О том, что будет потом, никто не задумывается. Считается, что хуже не будет. Память коротка.

 

На пути реванша  всех претендентов на победу  в выборах России конца 20 века американский доллар поставил интеллектуальную ловушку, почти непреодолимое препятствие. Впустив в страну американскую валюту, что было абсолютно необходимо,  новые демократические власти, хорошо образовавшись в монетаристских теориях, не учли одного обстоятельства - в долларе примерно треть его обеспечения - интеллект, материализованное знание, конструктивный исторический опыт, а в российском рубле даже трудовую компоненту посчитать весьма затруднительно. Об интеллекте говорить не приходится, никто не знает, что это такое. Поэтому, каждые три-пять лет, а если постараются власти, то и чаще, Россию будет регулярно посещать экономический кризис - девальвация рубля по отношению к доллару.

 

До перестройки фактически 90% интеллектуального ресурса России было сконцентрировано в военно-промышленном комплексе. Гражданская наука и изобретательство никогда не работали в интересах создания массы товаров и услуг для всего населения страны, развития и удовлетворения потребностей людей, создания достойной среды обитания - хороших домов, автомобилей, бытовой техники, дорог, неизвестных ранее стране сникерсов, памперсов и т.п. Сейчас интеллектуальный комплекс России угнетен до предела, вся наукоемкая продукция поступает из других стран. Мы живем в окружении мирового интеллекта, умеем пока им только пользоваться и выкачивать деньги при переходе наших границ.

 

Никакой науки управления и экономики, юриспруденции, изучения рынка, кроме как в рамках социалистической доктрины, в России не было по определению. Доктрина рухнула и все поехало методом “народной думы” по “моему твердому, но глубокому убеждению” и т.п. Короче - народной стройкой, через пень-колоду мифов и личных знаний, накопленных в период развитого социализма с человеческим лицом.    

 

Образ современной России в мире представляется как криминальное государство, в котором живут брошенные на произвол судьбы люди, а политики и государственные чиновники ведут не прекращающуюся ни на минуту борьбу за власть, за дележ бывшей государственной собственности, растаскавшие все кредиты, имеющие огромную личную собственность за пределами своей страны и обложившие трудоспособное население непомерными налогами.

 

Так неужели ничего позитивного в стране не произошло? Это не совсем так. Правда, за каждым плюсом можно найти свой и очень большой минус, в равной степени как за каждым минусом можно обнаружить большущий плюс. Все зависит от личного мировоззрения, системы знаний, критериев и приоритетов оценки.

 

Первый позитив и он же самый главный уже произошел - нормальные люди стали мыслить по-новому, поняли, что такое деньги, а деньги есть главное изобретение разумного человечества. Это касается всех - власть, начальников и подчиненных, трудоспособное население, бизнесменов, банкиров, молодежь, пенсионеров, даже бандитов и коррумпированных чиновников. Кончилось время социальной утопии - общественные интересы трансформировались в личные. Личные интересы, интересы своей семьи стали преобладающими. До интересов страны и выработки активной гражданской позиции пока дело не дошло, но ведь  в большинстве случаев простые люди пока и не могут на это влиять, кроме как участвовать в выборах.

 

Второй - граждане получили собственность, возможность вести предпринимательскую деятельность, активно обучаются, соображают как делать и считать деньги, перенимают опыт своих зарубежных партнеров.

 

Третий - разрушен, правда с очень большими потерями, мощнейший военно-промышленный комплекс, закончились времена милитаризированной экономики, не меряно заглатывающей в старые времена большую часть ресурсов страны, включая трудовые.    

 

Четвертый - несмотря на ангажированность средств массовой информации - они тоже почувствовали вкус зеленых денег, журналисты делают свое дело. В печати, по радио и ТВ ведутся дискуссии, выступают политики, иногда ученые и общественные деятели. Граждане знают сегодня намного больше, чем в старые, добрые времена, удивляются, сравнивают, анализируют.

 

Пятый - полностью разрушился облик умной власти, имеющей национальные интересы, честь и совесть.  Этот монстр и сам не  живет - болеет, ведет постоянные разборки, копит компроматы, боится ответственности, и другим, деловым и предприимчивым, желающим жить интересами страны, укреплять национальное достоинство, создавать рабочие места, развивать народное хозяйство и свои способности на благо России, не дает.

 

Те, кто добились успеха и кое-что поняли - активные предприниматели, уже создавшие свое дело, имеющие знания и опыт, хозяйственники, лидеры общественных движений, стали понимать, что такое высшая власть и стремиться к законодательной власти. Ведь именно в законах  концентрируется цивилизационный интеллект управления общественным развитием любой страны.   

 

Перечень плюсов и позитивов можно продолжать. Так что не все так и плохо в государстве Российском.

 

Отмечу, что в сложные кризисные экономические положения попадали многие страны, в том числе и США, Германия, Франция. Были в истории и банки, присваивающие государственные деньги, и высокий уровень преступности, коррупции, резкое падение уровня производства, массовая безработица и все другие неприятности, постигшие нашу страну. Но нигде у власти в одно и тоже время не стояли две противоположные идеологии, два мировоззрения, цель которых доказать самим себе - кто лучше будет этим “несчастным” народом править.

 

Мировой опыт дает пути выхода из экономических кризисов. Эти пути достаточно просты и эффективны - создать рабочие места, обеспечив занятость населения, организовать работу. Научить людей  и платить зарплату. Короче - стимулировать новые потребности. 

 

Так что ничего супер страшного в России не происходит. Все идет к развитию нормального  гражданского общества.

 

Другой  вопрос - все ли в России этого хотят и стремятся жить в таком обществе? Так ли заинтересованы ведущие страны мира в развитии сильной и процветающей России? Оставим эти вопросы за рамками СОИ, т. к. ответы на них ясны - слабых нужно использовать в интересах сильных. Никакого гуманизма в этой сфере не существует.

 

Но существуют ли в самой России конструктивные силы, политическая воля, знания и ресурсы, чтобы обеспечить достаточно быструю смену концепции власти? Смогут ли будущий президент, члены Федерального собрания, управленцы во всех коридорах власти  признать недостаток интеллекта в своих собственных головах и, смирив гордыню, обучаться мировому опыту, а для начала изменить свой собственный стиль мышления и улучшить свое образование?

 

Сможет ли новая власть объединиться с интеллектом, впитать в себя знание, создать сильные независимые аналитические и прогностические центры, начать управлять государством системно и эффективно, все считать и рассчитывать, проектировать и выбирать варианты образа жизни в России уже в 21 веке? Все предпосылки для этого, включая и собственный бесценный опыт эффективного  и качественного саморазрушения, у России есть.

 

Ответ на эти вопросы даст недалекое будущее. Но и сегодня нельзя сидеть и ждать - что же получается или будет получаться у власти, а значит и у страны в целом, тихо злорадствовать над ошибками или переживать по поводу утраченных иллюзий. Надо действовать.

 

 

5. Почему СОИ –

    Стратегическая Образовательная Инициатива

    “Образ России - 21 век”?

 

Стратегическая - потому, что основная проблема России  конца 20 века - катастрофическая нехватка современного знания, интеллекта, как на всех уровнях  управления страной, так и в промышленной  и финансовой сферах, производстве услуг, торговле, бизнесе, организации и управлении образованием.

 

Не может быть никакого развития в тупом, одичавшем обществе, презирающем знания, не понимающем, что такое современный интеллект, новая технологическая цивилизация, не участвующем в их развитии. Такое общество будет только разрушать государство, самое себя и окружающую природу. “На помощь” такому образу поведения придет мировой интеллект и процесс будет только ускоряться, что в малых дозах и наблюдается.

 

Помимо этого, в мире идет постоянная борьба уже не за существование или выживание отдельных стран и народов, а за мировое господство, глобальное лидерство. Земная цивилизация, благодаря интеллекту, стала единой. Россия в начале века тоже попробовала поиграть в эту игру. Ведь теоретики революций, никогда  не скрывали глобальность своих замыслов о мировой пролетарской революции. Ставку они делали на пролетариат, принудительный труд, глубоко презирая “старые” знания, имеющийся человеческий опыт бытия. 

 

Но ос­та­но­вить ми­ро­вое раз­ви­тие оказалось невозможным. По­пыт­ка ус­т­ро­ить ми­ро­вую ре­во­лю­цию и всех урав­нять окончилась, как из­ве­ст­но, по­бе­дой но­вой тех­но­ло­гичес­кой ци­ви­ли­за­ции. По пла­не­те ше­ст­ву­ет не со­вет­ская власть и ком­му­низм, а ин­тел­лект, ка­пи­тал, труд и день­ги, со­з­да­ю­щие но­вые об­ра­зы, смы­с­лы и ор­га­ни­зо­ван­ность фа­к­тичес­ки на всей тер­ри­то­рии Зе­м­ли, кро­ме Рос­сии и  не­ко­то­рых  не­об­ра­зо­ван­ных, одичав­ших стран, стре­мя­щих­ся в сво­их не­ве­же­ст­ве, гор­ды­не и па­то­ло­гичес­кой люб­ви к смерт­но­му бою к са­мо­уничто­же­нию.

 

Ин­тел­ле­к­ту­аль­ные, тех­но­ло­гичес­кие ци­ви­ли­за­ции име­ют вы­сочай­шие тем­пы са­мо­раз­ви­тия, спо­соб­ность про­ни­кать во все сфе­ры чело­вечес­кой де­я­тель­но­сти. По­ка мы бу­дем ис­кать рус­ские идеи, тра­тить вре­мя на их об­су­ж­де­ние, тре­бо­вать по­ряд­ка, ци­ти­ро­вать клас­си­ков, и са­мо­заб­вен­но ко­пать­ся в про­шлом, ре­шать кто лучше - бе­лые, кра­с­ные или де­мо­кра­ты, мир не уй­дет, не убе­жит, а уле­тит в но­вое ты­сячеле­тие, новые технологии и новые образы жизни. Мы про­с­то пе­ре­ста­нем  по­ни­мать от­ку­да у них все бе­рет­ся, почему они так поступают.

 

В нашей стране имеется огромный, пока еще не раскрытый и не востребованный интеллектуальный потенциал. Россия внесла свой весомый вклад в мировое интеллектуальное развитие. На начало перестройки  был накоплен научно-технический потенциал практически во всех областях знаний, за исключением наук о человеке, законах развития социума и управления в сложных общественных системах.

 

То, что имеет Рос­сия в сво­их ин­тел­ле­к­ту­аль­ных заделах по­з­во­ля­ет все­рь­ез го­во­рить о зер­нах но­во­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го вит­ка раз­ви­тия. Не бу­дем ду­мать о всем ми­ре, нам самим ну­ж­на но­вая тех­но­ло­гичес­кая ци­ви­ли­за­ция в своей стра­не, и ес­ли она вы­иг­ры­ва­ет по эф­фе­к­тив­но­сти, то бы­ст­ро рас­течет­ся по все­му ми­ру.  

 

Именно поэтому инициатива “Образ России – 21 век” является стратегической  для России. Стратегия заключается в том,  чтобы впитав в себя иностранный интеллект, на первом этапе - в виде товаров и услуг, что и наблюдается, создать условия эффективного воспроизводства и использования российского. Других прогнозных вариантов для России, как независимом партнере мирового сотрудничества, не существует.

 

Образовательная - потому, что каковы образы, знания, мысли, смыслы жизни, деятельности и устремления в головах людей - такую реальность они создали, создавали и создадут  для себя, своих детей и своей страны в прошлом, настоящем и будущем.

 

В СОИ термин “образование” несколько меняет свое традиционное смысловое наполнение и основывается на процессах формирования интеллектуальных потенциалов - образов, обликов, смыслов, функций, систем знаний и навыков. В таком варианте имеется привязка к эмоциям, поведению и каждого человека и реакции общества в целом. Люди понимают, где они находятся, что получается в результате их усилий. В любой точке пространства они видят, ощущают, покупают, продают, сравнивают не уровни национального дохода, промышленно-производственный потенциал или компетенцию властей,  а облики, образы - чисто или грязно, вежливо или грубо, дешево или дорого, капитально или так - на скорую руку, чувствуют где хорошо, а где плохо, где богато, а где бедно, где опасно, а где безопасно.

 

Материализованные труд, капитал и интеллект не могут вести жизнь тайную, их результаты всегда видны - в зданиях, сооружениях, качестве и ценниках на товары и услуги, поведении граждан, их устремлениях и желаниях. Самый простой пример - высшего мирового качества московская окружная кольцевая дорога. Даже посмотрев на нее, все становится ясным, ничего никому доказывать не надо.     

 

Но сколько бы ни возились любые власти с умными концепциями, перестройками и кредитами, если не меняются среда обитания, образы жизни людей в стране и ход их мыслей, можно считать, что кардинальных изменений не происходит. В историческом плане от поколения к поколению переходят только материальное, культурное и духовное наследие, образы поведения и способы принятия решений.

 

Пример быстрого изменения образов жизни в России имеется. Правда изменения происходили в имперском монархическом государстве  - Великой Российской Империи. После революции  за короткий промежуток времени был насильно изменен весь образ жизни огромной страны. В дальнейшем он развивался, совершенствовался и, хотим мы того, или нет, впитан во все поры нашего общества, в каждого человека.

 

За образы жизни и мышления, материальное и культурное наследие, которым в конце 20 века мы располагаем, Россия принесла огромную жертву  в размере около 100 млн. человек, направленных, в соответствии с концепциями бывших властей, в лучший мир - расстрелянными и уничтоженными, погибшими в гражданских и мировых войнах. Отсюда страх перед властями, отсутствие активной гражданской оппозиции, безразличие властей к человеческой жизни, нелюбовь к знаниям и непонимание интеллекта.

 

Никто никогда не образовывал людей любить жизнь, человеческое достоинство, способностям защищать себя с помощью законов, отстаивать свои права, самим образовываться, украшать и обустраивать свой дом, преумножая тем самым национальное богатство страны.

 

Попытки перенести один к одному образ жизни людей и властей в других странах в Россию всегда обречены на неудачу по одной простой причине - у нас свой, особенный социум, другая социальная культура и умонастроение, т.е.  ментальность людей. Поэтому новые образы жизни в России будут произрастать из самой российской культуры, должны тщательно проектироваться, переход на новые концепции управления, введение новых законов и установок власти внимательно анализироваться по общественной реакции, следствиям, к которым они могут привести.

 

Так поступают во всех развитых странах - предлагают, разъясняют выгоды и преимущества, агитируют, создают условия, образовывают людей всеми доступными способами.

 

Традиционно, под образованием в России понимается процесс, связанный с пребыванием детей, подростков и юных граждан в заведениях отрасли “образование”.  

 

По состоянию на конец 80-х годов, расходы на образование одного жителя США составляли 486, а в бывшем СССР 19 долларов. Разница была примерно в двадцать пять раз. Средний образовательный ценз в СССР был примерно 8.3. года,  В те годы в США он составлял 11, Японии 12 с небольшим лет. Внутри СССР самый высокий образовательный ценз имели Узбекистан, Армения и Грузия – чуть больше 13 лет. Самый низкий – Молдавия – 3.4. года. Россия находилась на восьмом месте среди республик СССР – 8.2 года, а в самой России на одном из последних мест были республики Кавказа. Все образование в СССР было государственным, следовательно, плановым. 

 

Расходы, выделяемые государством на развитие образования, в последнюю четверть века сократились вдвое и составляют около 3.4.% валового национального продукта. В 1970 году – 7%. Для сравнения – в США 6.9, Канаде – 7.3., Норвегии – 6.8., Японии – 4.9.

 

По данным ЮНЕСКО 19% мирового населения учится. К началу третьего тысячелетия в мире будет 82 млн. студентов. По числу студентов на сто тысяч населения первые места в мире занимают США и Канада, на третье место выдвинулась Южная Корея. А Россия может к началу 21 века может стать единственной из ведущих стран мира, в которой численность студентов сократится на полмиллиона по сравнению с 1980 годом.

 

Качественно изменяется профессиональная структура занятости населения. Так в США за последние 15 лет быстрыми темпами увеличивается количество рабочих мест для ученых-естественников – на 68%, медиков – на 53, инженеров и архитекторов на 41, специалистов маркетинга и работников торговли на 39% и даже подсобных рабочих на 5%. А вот рабочих мест станочников, фермеров, сборщиков становится меньше в среднем на 9%.

 

Мировой уровень специалистов с высшим образованием в развитых странах составляет около 25%. По планам наших чиновников от образования этот уровень должен быть не ниже 15%.

 

Социологические опросы показывают весьма странную картину отношения людей к образованию. Если в 1989 году 58% опрошенных считали, что для выхода страны из кризиса, необходимо развивать высшую школу, то в 1997 году их было уже 31%. В 1989 году 10% опрошенных считали, что в стране избыток специалистов с высшим образованием,  в конце девяностых годов их стало уже в два раза больше. Только неприятности и кризисы от ума в России, лишняя трата государственных денег - лучше их отдать сирым и убогим. 

 

Эти данные заставляют серьезно задуматься над тем - а что должны делать молодые люди в возрасте 17-23 лет, годы, в которые идет становление ума и характера и чем может заменяться образование в эти годы? Что они будут делать? Ответ хорошо известен, только его почему-то никак не связывают с образованием, - создавать патологические, криминальные среды. Сейчас такой процесс уже фиксируется статистикой. Он будет резко усиливаться в условиях сокращения государственных средств на образование. Будущее вычислить не сложно.

 

“Наша система образования была лучшая в мире” – это утверждение в различных его интерпретациях создает барьер для создания нового облика российского образования, крупномасштабного использования новых образовательных технологий. Дело не в том, что было лучше или хуже, а в том, что темпы использования нового знания стремительно ускоряются во всем мире.

Перестройка, несмотря на все негативы, трудности и проблемы, научила активных людей самостоятельно мыслить и действовать, быстро впитывать знания, учиться самим и учить своих детей. В этом измененном мировоззрении граждан России, проявлении характеров и силы воли сконцентрированы основные деятельностные силы страны. За ними будущее.

 

СОИ в  аспекте образования ориентирована на альтернативное проектирование возможных способов резкого подъема образовательного уровня граждан России, образов практической деятельности, способов поведения, обоснования и прогнозных оценок получаемых вариантов. Образ, знание интеллектуальный потенциал, образование - основа  будущего России.

 

Инициатива  -  потому, что эту работу никто не заказывал, в планы и программы она не входит, денег на реализацию не выделяется. Она возникла именно как инициатива людей, как желание выйти из проторенной колеи изживших, на наш взгляд, способов регулирования процессов в области воспроизводства и использования интеллектуальных ресурсов России.

 

В этом смысле предлагаемая Стратегическая Образовательная Инициатива “Образ России - 21 век”  коренными образом отличается от зарубежных. В частности, в США название “Инициатива” получило объединение крупных наукоемких правительственных программ - “компьютерная инициатива”, “стратегическая оборонная инициатива”, “воздушная оборонительная” и т.п. Суперсложные программы получили название  “Мегапроект” - “миссия к планете Земля”, “геном человека” и другие.

 

В начале 90 годов в органах конгресса США был применен целевой подход, при котором все научные программы были объединены и ранжировались с точки зрения их вклада в будущее. В соответствии с этим распределялись ресурсы. Цели программы “вклад в будущее”:

 

* Повышение экономичности, эффективности инвестирования и продуктивности всех отраслей производства.

 

* Расширение области человеческой деятельности в космической, биологической отраслях, в отрасли высоких энергий, научное понимание будущих проблем изменения жизни в глобальных масштабах.

 

* Расширение научно-исследовательской деятельности.

 

* Повышение интеллектуального потенциала. Подготовка детей к обучению. Целевое расходование имеющихся ресурсов для повышения качества подготовки ученых и обучения в университетах.

 

* Устранение бродяжничества и наркомании.

* Защита окружающей среды.

* Исследования в области регулирования климата в глобальном масштабе.

* Усовершенствование инфраструктуры системы “Транспорт в США”.

* Вселить надежду обездоленной части общества.

* Достижение национальной безопасности и расширение интересов США за рубежом.

* Сохранение национального американского наследия. 

 

В таких проектных категориях будущего представлять  России могут пока только независимые специалисты, считая образование главной национальной идеей и предлагая СОИ “Образ России - 21 век”.

 

Изменение сложившейся ситуации в современной России, как и любой другой стране, происходит и будет происходить путем объединения  конструктивных усилий властей с действиями, инициируемыми активными, деловыми людьми, имеющими силу воли, ресурсы, опыт, знания и характер менять положение дел в стране.  

 

 

6. Точки приложения усилий.

 

Спросите сегодня любого грамотного человека - что сдерживает развитие? Получите ответ - налоги, финансовая система и бюрократический аппарат, государственное давление в виде разрешений, согласований, утверждений, массы бумаг и проверок, на сферу предпринимательства в любой области, включая образование. Отрицательная эффективность функционирования государственной машины власти нарастает. Эти образы ощущает практически каждый житель страны, включая саму власть.  

 

Поведение обычных людей задают образы мыслей, ментальность - “до власти далеко, все куплено и продано”, “незачем высовываться все равно лучше не будет”, “не может быть честного богатства, своим трудом ничего добиться нельзя”, “богатые все воры”, “моя хата с краю” и в этом есть большая доля истины, весь исторический опыт выживания российского народа в определенных социально-экономических условиях.

 

Времена изменились, изменились мотивации и поведение людей.

Новые образы, способы решения проблем с большим трудом пробивают асфальт как накопленного опыта прошлого, так и развившиеся в последние годы тенденции  в странной  “рыночной” экономике.

 

Все перспективы новых социальных технологий, интеллекта, образования пока еще развиваются в виде идей и концепций будущего, даже если с этим, теоретически, согласны все граждане страны. От постановок до реализации пройдет время, которое необходимо наполнять событиями, реальными действиями.  

 

В СОИ  1999-2000 года выделяются несколько равнозначных, взаимодополняющих точек приложения усилий.

1.       Пропаганда и социальная агитация - активная реклама нормальных образов жизни, престижа знаний и образования. В реальной жизни так оно и есть, но общественное мнение формируется пока ориентированно на совершенно другие ценности.

2.       Влияние на власть.

3.       Экономика и содержание образовательных технологий - анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта по государственным и частным учреждениям образования.

4.       Аналитика и прогноз изменений.

5.       Интеллектуальная собственность, инновации - необходимо знать как в мире происходит материализация знаний, за что платят деньги, где истоки национального богатства, каким образом используются интеллектуальные потенциалы граждан, как защищаются интеллектуальные продукты.

 

До начала 2001 года  в рамках СОИ ставятся три основные задачи:

 

* привлечь к участию в СОИ умных, инициативных людей, расширить зоны воздействия на власть, граждан и общество, объединить имеющиеся и предлагаемые проекты, обобщить опыт.

 

* организовать рынок товаров, консультаций и услуг СОИ, включая книги, аудио и видеопродукцию, СД диски, рекламную атририбутику, символику и лозунги СОИ - “Счастье жить в России”, “Если я умный - почему бедный”, “Россия - это я”, “Наркотики - для идиотов” и т.п.

 

* провести рекламно-агитационную кампанию новых образов жизни в России в наступающем 21 веке, третьем тысячелетии, участвовать в проекте “Дорога в новое тысячелетие” по встрече 21 века.  

 

 

7. Некоторые проекты в рамках СОИ.

 

Полный перечень проектов СОИ, бизнес-планы по ним даются в специальном приложении.              

 

Телепроекты по разделу “Пропаганда и социальная агитация”.

Идеи в данном случае очень просты: “нет” наркотикам, алкоголю, животному сексу, насилию, “да”  знаниям, социальной взаимопомощи и партнерству, спорту, искусству, умениям развивать и использовать свои способности.    

 

Подготовка публицистических циклов телепрограмм:

·         “Приглашение в 21 век” - мировоззрение и образы жизни  в мире новых технологий.

·         “Вклад интеллекта России в мировую цивилизацию 20 века” - открытия, изобретения и идеи.

·         “Истоки” - жизнь людей у истоков великих рек европейского и северо-американского континентов - Волги и Миссисипи.

 

Подготовка образовательных телепрограмм

·         “Ведущие ученые России” - лекции ведущих ученых страны по их профилирующей специальности и прогнозам развития страны.

·         “Пророки в своем отечестве” - образы людей, сделавших сами себя, умеющих мыслить категориями перспектив развития России.

·         “Российский образовательный парламент” - проблемы, хроника событий.

 

В качестве примера приводим цикл “Приглашение в 21 век”

Кон­це­п­ция про­грам­мы - об­су­ж­де­ние воз­мо­ж­ных сце­на­ри­ев раз­ви­тия стра­ны, мно­гочис­лен­ных аль­тер­на­тив­ных пу­тей ре­ше­ния про­б­лем, ко­то­рые име­ют­ся в ми­ре кон­ца 20 ве­ка и воз­ни­к­нут в 21 ве­ке. В ре­жи­ме ак­тив­но­го ди­а­ло­га с учас­т­ни­ка­ми про­грам­мы рас­сма­т­ри­ва­ют­ся ос­нов­ные тен­ден­ции и про­ти­во­речия, воз­ник­шие в Рос­сии и ми­ре. На кон­крет­ных при­ме­рах обу­ст­рой­ст­ва жиз­ни в дру­гих стра­нах по­ка­зы­ва­ют­ся пу­ти пре­одо­ле­ния тру­д­но­стей, спо­со­бы при­ня­тия ре­ше­ний. 

 

Ос­нов­ная идея за­ключает­ся в том, что пра­к­тичес­ки лю­бой во­п­рос, про­б­ле­му, си­ту­а­цию - от эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки до се­к­са и поп му­зы­ки мо­ж­но рас­смо­т­реть с по­зи­ций вли­я­ния ин­тел­ле­к­та 20 ве­ка и на кон­крет­ных при­ме­рах по­ка­зать, почему воз­ни­ка­ют со­вер­шен­но диа­мет­раль­ные по­зи­ции, оцен­ки лю­дей, их ма­не­ры, спо­со­бы по­ве­де­ния и при­ня­тия ре­ше­ний.

 

Блок 1. Мир кон­ца 20 ве­ка.  Стра­те­гии раз­ви­тия Рос­сии.

Блок 2. Об­ра­зо­ва­ние, ин­тел­ле­к­ту­аль­ный по­тен­ци­ал.

Блок 3. Тех­но­ло­гии жиз­не­де­я­тель­но­сти Рос­сии, Европы и США.

Блок 4. Рос­сия - тер­ра-ин­ког­ни­то.

Блок 5. Мысль на Зе­м­ле - кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие в мир ин­фор­ма­ции и тех­но­ло­гий.

 

Телепрограммы предназначены как для СМИ, так и для отдельных пользователей в виде кассет для бытовых видеомагнитофонов, т под знаменами СОИ нужно приложить все усилия и организовать рынок образовательных телепрограмм на всей территории страны, для работы на котором привлечь образованную молодежь, создав тем самым рабочие места.

 

Открытие страницы СОИ в ИНТЕРНЕТе – активный диалог с отечественными и зарубежными пользователями глобальной сетью.

 

Проект  “Дорога в новое тысячелетие” - две части “Глобальная книга человечества” и “Капсула с посланиями в 21 век”.  

Идея “Глобальной книги человечества” за­ключает­ся в том, что­бы ка­ж­дый чело­век мог на­пи­сать ко­рот­кое по­сла­ние в но­вое ты­сячеле­тие. Кни­га бу­дет фор­ми­ро­вать­ся из по­сла­ний на лю­бом язы­ке, в лю­бом ис­по­л­не­нии, включая ри­су­нок и фо­то­гра­фию в ис­ход­ном, не ­ре­да­к­ти­ру­е­мом ви­де. Оно при­ни­ма­ет­ся со­ста­ви­те­ля­ми по  Ин­тер­не­ту, лично или по почте. Вторая идея - собрать прогнозы о будущем России и земной цивилизации отечественных ученых, предпринимателей, политиков и общественных деятелей. Эта часть проекта осуществляется совместно с созданием публицистического цикла телепрограмм.

 

В результате первого этапа проекта собирается исходная информация, которая переводится на электронный носитель, а также готовится к изданию в виде книги.

 

Послания людей в 21 век на сме­не ты­сячеле­тий при­об­ре­тут са­мо­сто­я­тель­ную  жизнь и ис­то­рию во вре­ме­ни и про­стран­с­т­ве уже в элек­т­рон­ном ком­пь­ю­тер­ном ва­ри­ан­те и но­вой обо­лочке - спе­ци­аль­но со­з­дан­ной кап­су­ле в ви­де по­ло­го Зем­но­го ша­ра. Этот сим­вол Зе­м­ли, в ко­то­ром  на­хо­дят­ся по­сла­ния лю­дей 20 ве­ка в бу­ду­щее, бу­дет тор­же­ст­вен­но спу­щен в во­ды мирового оке­а­на в су­т­ки на­сту­п­ле­ния  тре­тье­го ты­сячеле­тия. Начнет­ся пу­те­ше­ст­вие кап­су­лы по мо­рям и оке­а­нам пла­не­ты, по­се­ще­ние стран и на­ро­дов.

 

Путь этой эк­зо­тичес­кой  "бу­тыл­ки" с со­об­ще­ни­я­ми от­сле­жи­ва­ет­ся по рас­по­ло­жен­но­му вну­т­ри ра­дио­ма­я­ку и воз­вра­ща­ет нас в эпо­ху Ве­ли­ких гео­гра­фичес­ких от­кры­тий, азарт­но­го же­ла­ния смо­т­реть на звез­ное не­бо, уз­на­вать тай­ны мо­рей и оке­ан­ских течений, от­кры­вать уже не но­вые зе­м­ли, а но­вые смы­с­лы чело­вечес­кой жиз­ни на Зе­м­ле и в Ко­с­мо­се.

 

Бу­ду­щие по­ко­ле­ния лю­дей, на­ши по­том­ки бу­дут читать и пе­речиты­вать "Гло­баль­ную кни­гу чело­вечес­т­ва", вгля­ды­вать­ся в ос­та­но­в­лен­ное мгно­ве­ние ушед­шей жиз­ни кон­ца два­д­ца­то­го ве­ка. Как жи­ли, о чем мечта­ли и ду­ма­ли лю­ди?  Лю­ди бу­ду­ще­го смо­гут взгля­нуть на мир с по­зи­ций жи­те­лей 20 ве­ка, эти мы­с­ли по­мо­гут им лучше по­ни­мать свою жизнь и ло­ги­ку про­цес­са раз­ви­тия.

 

Пу­те­ше­ст­вие кап­су­лы с по­сла­ни­я­ми лю­дей 20 ве­ка по вод­ным про­с­то­рам пла­не­ты мо­ж­но срав­нить с по­я­в­ле­ни­ем но­во­го ру­ко­твор­но­го ин­тел­ле­к­ту­аль­но­го, но не жи­во­го су­ще­ст­ва в вод­ной тол­ще Зе­м­ли. Кап­су­ла мо­жет не­сколь­ко лет не по­я­в­лять­ся на по­верх­но­сти оке­а­на,  по­пасть в ава­рию или сти­хий­ное бед­ст­вие, при­плы­вать к бе­ре­гам раз­личных стран, пе­ре­се­кать су­до­ход­ные пу­ти. На­блю­де­ние за стран­с­т­ви­я­ми кап­су­лы, от­сле­жи­ва­ние "пу­тей сле­до­ва­ния" - ин­те­ре­с­ней­шая ин­тер­на­ци­о­наль­ная иг­ра.

 

8. Возможное развитие событий.

 

Предлагаемая инициатива является своеобразным индикатором изменений, которые происходят и будут происходить в России. Это определится отношением властей и населения к общественному движению - “Образование - будущее России”, к  самой СОИ “Образ России - 21 век”, к изменениям образов жизни, стилям и методам управления страной. Все, что происходит в России и за рубежом отражается в наших мыслях, внешнем виде нас самих и окружающей среды, в которой мы живем и трудимся, наших желаниях и надеждах. Все реальные ситуации в России конца 20 века видны невооруженным взглядом, понятны грамотным людям.

 

Оставаясь реалистами можно определить три основных варианта начального этапа  жизненного цикла СОИ.

 

Первый - традиционно все остается на бумаге. В теории, все люди, к которым инициаторы будут обращаться за поддержкой и участием, будут горячо одобрять, понимать суть момента, но… столько неотложных дел, да и чем можно помочь? Все и так понятно – нет денег и возможностей.

 

Второй - разовьются локальные проекты, в которые инициаторы должны будут вкладывать деньги, для чего искать попечителей и спонсоров. Благоприятный исход - развитие потребностей, т.е. рынка образовательной продукции, переход на коммерческие формы работы, самоинвестирование более сложных и дорогих проектов. Неблагоприятный исход - импульсное вливание информации с последующим затуханием и переходом в вялотекущую общественную самодеятельность.

 

Третий - поддержка властями, выделение ресурсов при назначении руководящих лиц, не входящих в состав инициаторов, контролирующих инстанций существующей системы образования. Традиционный исход - остается название при коренном изменении сути и смыслов предлагаемой СОИ.

 

В любом случае будет продолжаться практическая и аналитическая работа, разрабатываться прогнозные варианты развития. Положительным эффектом можно считать даже то, что слова “знание”, “образование”, “будущее”, “перспективы”, “развитие”, “интеллект”, “интеллектуальная собственность”, “стратегия” и “инициатива” войдут в публичный лексикон людей власти.

 

Для инициаторов, СОИ - отличный способ показать собственные способности не только ставить, но и решать проблемы, находить эффективные пути их реализации в современной сложной и весьма противоречивой ситуации в России. Время покажет - кто на что способен.       

 

 

PS.  Представьте себе долгий путь развития цивилизации. Для нас, жи­ву­щих на сме­не ве­ка и ты­сячеле­тия, на­сту­п­ле­ние 21 ве­ка, тре­тье­го ты­сячеле­тия - это един­ст­вен­ный, уни­каль­ный миг ис­то­рии. Та­кое уди­ви­тель­ное со­бы­тие - всту­п­ле­ние в но­вое ты­сячеле­тие ни­ко­г­да не по­в­то­рит­ся в на­шей жиз­ни и в жиз­ни на­ших бли­жай­ших по­том­ков. Мы счас­т­ли­вые лю­ди - ка­ж­дый из нас пе­ре­жи­вет фан­та­стичес­кое мгно­ве­ние - вре­мя на се­кун­ду ос­та­но­вит­ся на гра­ни­це ты­сячеле­тий...

 

Hosted by uCoz